Боевая машина пехоты IAV Stryker (США — Канада)

БМП Stryker — американская колесная бронированная боевая машина, созданная компанией General Dy namics Land Systems. Концепция применения машины подразумевает ее использование в силах быстрого реагирования, при этом Stryker может перебрасываться в проблемные регионы по воздуху: одна единица на самолете С-130, две — на С-17 и четыре — на транспортнике С-5.

IAV Stryker

Аббревиатура IAV расшифровывается как «промежуточный бронированный транспорт», то есть техника, занимающая промежуточное положение между легкобронированной и тяжелыми танками (вроде БМП M2 Bradley и танка M1 Abrams) и призванная совместить мобильность первой и огневую мощь второй.

История

Прототипом боевой машины IAV Stryker стала швейцарско-канадская БМП LAV-III. В свою очередь, LAV-III была создана на базе бронемашины Piranha III (модификации с колесной формулой 8×8) швейцарской фирмы Mowag — давнего европейского партнера фирмы General Dynamics Land Systems.

БПМ Stryker названа в честь геройски погибших американских военнослужащих: Стюарта С. Страйкера и Роберта Ф. Страйкера, героев соответственно Второй мировой и Вьетнамской войн. Она разрабатывалась с начала 2000-х гг. специально для ведения войн так называемый малой интенсивности.

БМП Stryker в Ираке. 2007 г.
БМП Stryker в Ираке. 2007 г.

Машина неплохо зарекомендовала себя во время боевых действий в Ираке и Афганистане, хотя высказывались и пожелания по усилению ходовой части и бронирования, замене приборов ночного видения на более эффективные, а также претензии по поводу высокого расположения центра тяжести машины.

Особенности

Дизельный двигатель Caterpillar C7 мощностью 350 л. с. размещен справа в передней части бронированного корпуса. Механик-водитель располагается слева от двигателя. Крутящий момент двигателя через шестиступенчатую автоматическую трансмиссию Allison 3200SP передается на все восемь колес, причем для скоростного передвижения по шоссе специальный пневматический механизм по команде водителя способен отключать передние четыре колеса (колесная формула 8×4). Передние колеса имеют пружинную подвеску, задние — торсионную.

IAV Stryker

Среднюю и заднюю части БМП Stryker занимает боевое отделение. Аппарель, находящаяся в корме, откидывается вниз для посадки и высадки десанта. Емкость топливных баков — 215 л.

Для эффективного позиционирования на местности машины оснащены навигационной системой Raytheon AN/ TSQ-158.

Разработаны также и специализированные модификации Stryker: командно-штабная (в десантном отделении находятся места для командования и аппаратура связи), разведывательная (с дополнительной аппаратурой связи и разведки). Инженерные машины на базе Stryker оснащены бульдозерным отвалом для обезвреживания мин, а также для других целей. Противотанковые машины оснащаются башней Emerson TUA с двумя пусковыми установками для ракет BGM-71 TOW с боекомплектом в 15 ракет.

IAV Stryker

Кроме того, выпускается санитарная эвакуационная машина, способная помимо экипажа разместить в десантном отделении двух медиков и до шести сидячих раненых, а при необходимости — два лежачих. Здесь же в десантном отделении размещается реанимационная аппаратура первой помощи.

И наконец, выпускается специальная модификация машины для радиационной, химической и биологической разведки с полностью загерметизированным корпусом и экипажем из четырех человек.

Вооружение

В зависимости от модификации БМП Stryker на дистанционно управляемой установке, расположенной сверху корпуса, может устанавливаться 105-мм пушка M68A2 с боезапасом в 32 выстрела либо 12,7-мм пулемет M2 «Браунинг» с боекомплектом в 2000 патронов.

Бригада БМП Stryker, готовая к выполнению боевых задач
Бригада БМП Stryker, готовая к выполнению боевых задач

Это может быть также 40-мм автоматический гранатомет Mk. 19 с боекомплектом в 448 гранат либо 7,62-мм пулемет M240 с боезапасом в 4500 патронов. Дополнительно на установке размещают шесть дымовых гранатометов.

В распоряжении экипажа Stryker имеется современный прицельный комплекс — это всепогодные прицелы и приборы ночного видения.

В модификации M1129 MC (Mortal Carrier) БМП превращается в самоходный гранатомет. В этом случае в десантном отделении на поворотную платформу устанавливают 120-мм гранатомет M6. Здесь же размещаются ящики с боеприпасами и находятся три человека обслуживающего персонала. Скорострельность установки — до 5 выстрелов в минуту. При этом миномет в состоянии поражать цели на расстоянии до 7200 м обычными минами и на расстоянии до 10,5 км активнореактивными.

Stryker. Вид с кормовой стороны
Stryker. Вид с кормовой стороны

Защита

Броня машины, состоящая из панелей различных сортов стали толщиной до 12 мм, обеспечивает круговую защиту экипажа и десанта от огня из стрелкового оружия калибром до 7,62 мм, а в лобовой проекции — от бронебойных пуль калибра 14,5 мм либо осколков 155-мм снарядов при воздушном подрыве на расстоянии до 30 м.

IAV Stryker

При условии использования навесной пассивной защиты Mexas производства Германии (металлокерамические панели) в лобовой проекции обеспечивается защита от 30-мм бронебойных снарядов, а борта и корма выдерживают попадание бронебойных пуль калибра 14,55 мм. Пулестойкие шины оснащены системой централизованной подкачки.

В результате постепенной модернизации Stryker обзавелся также решетчатой броней для более эффективной защиты от гранатометов и двойным V-образным корпусом, предохраняющим БМП от самодельных взрывных устройств. Усилить защиту призвана также установка дополнительной динамической защиты — специальных плит, устанавливаемых на броне снаружи.

Технические характеристики

Длина корпуса/ширина/высота, м7,45/2,66/1,98
Боевая масса, т18,77
ПушкаНет
Пулемет(ы)1 × 12,7-мм М2НВ или 1 × 7,62-мм M240
Боекомплект2000 крупнокалиберных патронов или 4500 патронов калибра 7,62 мм
Типы выстреловОболоченный, бронебойный, трассирующий крупнокалиберные снаряды
Мощность двигателя, л. с.350
Скорость движения по шоссе, км/ч100
Запас хода по шоссе на основных топливных баках, км500
Глубина преодолеваемой водной преградыПлавающий
Экипаж, чел.2–3 (плюс 4–9 чел. десанта)



Поделиться ссылкой