Идея машины с подвижностью колесницы, защищенностью крепости и мощью артиллерии возникла еще в эпоху Возрождения. Леонардо да Винчи и позднее другие изобретатели вынашивали подобные проекты. Но безуспешно – для такой машины требовались: легкая и прочная броня, компактная и мощная тягловая сила и высокоэффективное оружие небольших размеров. Нужные компоненты появились в конце XIX в.
Применяя бронепоезда, англичане осознали потребность в маневренном оружии, не привязанном к железной дороге. Для такой машины как раз подходил компактный и легкий двигатель внутреннего сгорания, созданный немцами Г. Даймлером и К. Бенцем. Первые автомобили с такими двигателями они сконструировали в 1895–1896 гг.
В дни Англо-бурской войны Ф. Симмс предложил армии первый вооруженный автомобиль. Он установил пулемет Максима на французский одноместный автомобиль «Де Дион-Бутон». Водителя-стрелка защищал щит листовой стали, производство которой стало возможно с появлением прокатных станов. Хотя машина была четырехколесной, она напоминала два соединенных мотоцикла, и водитель сидел на ней верхом. Поэтому иногда изобретение Симмса называют военным мотоциклом.
Вести прицельный огонь и одновременно управлять машиной одноместная компоновка не позволяла. В 1902 г. Симмс спроектировал бронированный автобус с пулеметом и экипажем из 5 человек. Но до применения изобретений Симмса на практике дело так и не дошло, а с окончанием Англо-бурской войны интерес военных к новинке угас.
В 1900-е гг. в разных странах появляются проекты бронеавтомобилей. Первым был построен австрийский «Австро-Даймлер» 1904 г. с противопульной броней и пулеметом во вращающейся башне на крыше. Одновременно в России подъесаул М. Накашидзе на базе французского грузовика «Шаррон» построил похожий броневик. Русская армия, в боях с японцами оценившая вооруженные авто, заказала 10 машин «Накашидзе-Шаррон». Из-за занятости российских заводов заказ разместили во Франции. При перевозке готовых машин через Германию 2 броневика пропали. Возможно, именно на их основе немецкая фирма «Эрхардт» в 1906 г. создала свой броневик с 50-мм зенитной пушкой.
Но ни австрийская, ни немецкая, ни ряд других бронемашин тех лет не пошли в серию. Россия тоже ограничилась опытной партией. Военные не спешили тратить деньги на сомнительную новинку, и к 1914 г. в войсках имелись лишь единичные образцы броневиков. Только успех применения этих машин в начале Первой мировой войны дал старт массовому строительству бронеавтомобилей.
Бронеавтомобили Первой мировой войны
Автоматическое оружие, гранаты, минометы, огнеметы и газы, созданные для преодоления обороны, не решили проблемы «позиционного тупика». Обороняющиеся также их применяли, при этом в отличие от атакующих оставаясь в укрытиях. Только сделав «укрытие» подвижным, способным наступать, можно было сломить преимущество обороны. Необходимость обеспечить войска такими «подвижными ДОТами» подтолкнула развитие бронетехники.
С начала войны повсеместно бронировали и вооружали гражданские машины. Первые наспех собранные образцы, как, например, бельгийская «Минерва», получили легкие и простые в производстве бронекорпуса без крыши и дверей. Посадка и высадка экипажа производилась через борт. Пулеметы устанавливали на поворотных креплениях (турелях), иногда со щитками.
Открытые бронекорпуса не защищали от шрапнели и осколков сверху. Вскоре всюду основной стала схема Накашидзе со сплошным бронированием и поворотной пулеметной башней. Самой массовой такой машиной стал английский «Роллс-Ройс», созданный на базе одноименного роскошного автомобиля с мощным по тем временам двигателем.
Русская армия вела бои на фронте, протянувшемся от Балтики до Каспия. Броневиков требовалось больше, чем выпускали российские заводы. Пришлось закупать любые машины, которые продавали союзники. Так в Россию попали маломощные и слабо бронированные французские «Рено». Эту машину переделал штабс-капитан В. Мгебров, создав на ее основе один из лучших броневиков той войны «Мгебров-Рено». Чтобы усилить защиту, не увеличивая массы, он впервые поставил бронелисты не вертикально, а под наклоном. Пробить такой лист было сложнее, а часто, попадая в броню под острым углом, пули, осколки и снаряды рикошетировали (отскакивали). Мгебров также первым установил над пулеметной башней командирскую – для наблюдения за полем боя.
Броня защищала машины от пуль на дальности от 200 м. С этой дистанции пулеметы броневиков не могли достать врага в окопах, пробить блиндажи и ДЗОТы. Поражать такие цели с безопасного расстояния могло пушечное вооружение. Первой пушечными броневиками вооружилась Россия. В них переоборудовали немецкие грузовики «Маннесман-Мулаг» и американские «Паккард».
Чтобы не перегружать машину, полностью бронировали лишь кабину. Тяжелые и мощные полевые орудия не годились для установки на легкие машины того времени. А вот малокалиберные пушки, служившие на флоте для борьбы с быстроходными катерами, были легче и имели меньшую отдачу. Пушку «Гочкис» калибра 47 мм или автоматическую пушку «Максим-Норденфельд» калибра 37 мм устанавливали на платформе в кузове, бронированном только с бортов.
Машины с пушками показали себя хорошо, но расчет в кузове был уязвим. В 1915 г. Путиловский завод начал выпуск полностью бронированных пушечно-пулеметных машин на базе американского грузовика «Гарфард». Броневик получил три башни – две пулеметные спереди и кормовую, с 76-мм крепостной противоштурмовой пушкой обр. 1910 г. Ее фугасными снарядами разрушали ДЗОТы и блиндажи, а шрапнелью поражали пехотинцев в окопах. Тяжелая машина двигалась медленно, ей трудно было уйти из-под огня вражеской артиллерии. Но благодаря надежной броне и орудию потребность в отходе возникала нечасто.
Задачей легких бронеавтомобилей была разведка, средние и тяжелые использовались также для огневой поддержки пехоты. А вот бронетранспортеры, позволяющие перевозить солдат под защитой брони, стали новым классом военной техники – их широкое применение началось только во время Второй мировой войны.
Вторая мировая война обещала стать маневренной, и генералы решили снабдить свои армии пушечными бронеавтомобилями. При вооружении не хуже, чем у легких танков, броня таких машин была тоньше. Можно сказать, что их защищенность «разменяли» на скорость. Пушечные бронеавтомобили можно было быстро перебросить на другой участок фронта – правда, только по сравнительно хорошим дорогам, но и это было немало.
В предвоенный период в СССР были созданы средние БА-10 и тяжелые БА-11. Германия имела на вооружении пушечные версии бронированной платформы Sd.Kfz.231. В США поняли важность машин этого класса позже – М8 «Грейхаунд» появился на фронте только в 1942 г. Правда, и подошли к делу американцы серьезно: «Серая гончая», как переводится название этого броневика, весила почти в два раза больше тяжелого БА-11 и несла пушку калибра 51 мм.
Сделавшая ставку на «блицкриг» (молниеносную маневренную войну) нацистская Германия особое внимание уделяла мобильности войск. Мотопехота должна была входить в прорыв линии обороны противника вслед за танками. Противник стрелял во фланг прорывающихся, и мотопехотинцев нужно было защищать – хотя бы от пуль и осколков снарядов, мин, гранат. Так появился бронетранспортер (БТР). Машины этого класса, как правило, были полугусеничными – компромисс между проходимостью и трудоемкостью производства.
По этой схеме был построен Sd.Kfz. 251 – самая массовая бронированная машина Третьего рейха. Основной моделью БТРа был Sd.Kfz.251/1. Он перевозил 10 мотопехотинцев и нес 1–2 пулемета 7,92 мм. Экипаж, состоящий из командира машины и механика-водителя, и «пассажиров» от пуль и осколков прикрывала броня толщиной до 14,5 мм. Верх кузова был открытым, потому что крыша мешала бы пехотинцам быстро покинуть БТР при обстреле артиллерией или крупнокалиберными пулеметами, от которых тонкая броня не защищала. Военные, хотя и ругали бронетранспортеры за слабую проходимость, требовали поставлять в армию как можно больше этих машин.
Близкими по характеристикам к немецким были американские БТР семейства М2/М3/М5/М9. Эти машины оказались востребованы для безопасной перевозки войск не только армией США, но и союзниками, и по ленд-лизу (программе союзнических поставок) попадали и в СССР. Было выпущено 41 000 таких бронемашин – абсолютный рекорд для бронетехники Второй мировой войны.
Бронетранспортеры широко использовались как платформы для различных видов вооружений и специального оборудования. Например, Sd.Kfz.251 выпускался немцами в 23 модификациях с различными типами орудий, а также в штабной, связной, саперной и даже санитарной версиях.
После Второй мировой войны значимость бронированной техники возросла. Причина проста: «бронеходы» защищали экипажи и десантников от поражающих факторов ядерного взрыва и его последствий. Поэтому мотопехота и другие рода войск могли двигаться следом за танками по территориям, подвергшимся ядерному удару.
Первый советский бронетранспортер БТР-152 (1947 г.) сохранил компоновку бронеавтомобилей БА-10/11, а его основой стал грузовик ЗиС-151. Машина оказалась востребованной, в СССР их было построено 12 500 шт., в том числе в версиях самоходной зенитной установки, подвижного командного пункта и мобильной радиостанции. Следующим (1952 г.) был уже гусеничный БТР-50, который мог еще и плавать. Однако дороговизна гусеничного движителя привела к тому, что БТР-60 сделали колесным. В отличие от БТР-152 у «шестидесятки» не было гражданского прототипа. Это облегчало работу конструкторов – им не нужно было непременно использовать готовые узлы и агрегаты. Четырехосный БТР-60 оказался довольно удачным, и в дальнейшем все отечественные бронетранспортеры строили именно по этой схеме.
Параллельно с БТР-152 на основе полноприводного грузовика ГАЗ-53 разрабатывался сравнительно легкий БТР-40. Военным не понравилось, что он вмещает всего 8 солдат – меньше, чем мотопехотное отделение (11 человек). Однако такие машины подходили для разведки, дозорной службы, охраны колонн грузовиков. В 1954 г. на базе БТР-40 началась разработка уже специализированной бронированной разведывательно-дозорной машины (БРДМ-1), а в 1962 г. появилась БРДМ-2, которая была похожа на БТР-60, только у нее было две оси вместо четырех.
В 1954 г. на вооружение Советской армии был принят МТ-ЛБ (многоцелевой тягач легкий бронированный). Поскольку в конечном итоге из машины получился не только буксировщик артиллерийских орудий и перевозчик грузов, но и платформа для различных видов вооружений и специальной техники, вместо слова «тягач» в названии стали использовать слово «транспортер». Только в СССР/РФ на базе МТЛБ было создано множество машин различного назначения – начиная от пожарных и кончая зенитно-ракетными комплексами. До настоящего времени этот бронированный транспортер стоит на вооружении почти двух десятков стран.
Полугусеничные БТР были компромиссом между проходимостью и ценой. В 1944 г. США сделали выбор в пользу чисто гусеничной схемы и начали разработку таких транспортеров. Однако первый образец – М44 – оказался слишком тяжел (больше 23 т) и громоздок, да и следующие проекты тоже не понравились военным.
Программа разработки БТР для армии США «буксовала» долго. Только в 1957 г. был создан удачный прототип будущего М113. Армия хотела перевозить БТР на самолетах, поэтому для снижения веса его броню сделали из алюминия. Бронекорпус из плоских листов был технологичным и дешевым. М113 оказался востребованным – всего было построено 85 000 таких машин, включая модификации разного назначения. Этот БТР до сих пор стоит на вооружении во многих странах, в том числе и на своей родине, и участвовал во множестве вооруженных конфликтов. В период войны во Вьетнаме М113 получил было громкое прозвище «Зеленый дракон», но оно не прижилось, и американские пехотинцы называют свое основное транспортное средство просто грузовиком (track).
Бронетранспортеры (БТР) лишь транспортировали пехоту к полю боя, а атаковали пехотинцы уже «на ногах». К середине 1960-х гг. военные решили повысить мощь огня пехоты (без учета приданных танков и артиллерии). Так появился новый класс легкой бронетехники – бронированные машины пехоты (БМП) с более мощным вооружением.
Оружие и боекомплект БМП занимают место, поэтому и «пассажировместимость» БМП обычно меньше, чем у транспортеров. За счет более мощного оружия и более толстой брони БМП, как правило, тяжелее БТР, поэтому у них гусеничный движитель, хотя попытки создания колесных и колесно-гусеничных машин предпринимались не раз.
Главное отличие БМП от БТР – в тактике применения. Бронированная машина пехоты не только доставляет пехоту к месту боя, но и сопровождает ее в атаке, поддерживая огнем и гусеницами. БМП может двигаться вслед за атакующими танками, и только потом, ближе к линии вражеской обороны, высаживать десант. Высадка идет под огнем, поэтому люки БМП должны быть такими, чтобы десант мог быстро покинуть машину и укрыться в складках местности.
Первой в мире боевой машиной пехоты стала советская БМП-1 (1966 г.), защита которой была относительно слабой. Зато она была легкой, подвижной и даже умела плавать, да при этом несла довольно мощное 73-мм орудие, опасное даже для танков противника. Экипаж БМП-1 состоял из командира машины, механика-водителя и наводчика, в десантном отсеке размещалось 8 человек, то есть в БМП как раз помещалось мотопехотное отделение.
В 1969 г. на вооружении бундесвера (армии ФРГ) поступила БМП «Мардер». При такой же вместимости она была более чем в 2 раза тяжелее БМП-1, да и по огневой мощи заметно уступала советской машине. Зато защита «Мардера» была заметно сильнее. По опыту войны в Афганистане (1979–1989 гг.) в советских войсках появилась БМП-2. Главное отличие этой потяжелевшей на тонну по сравнению с предшественницей машины – замена основного вооружения: в башне установили 30-мм автоматическую пушку.
Форсирование рек всегда было важным для армии, поэтому послевоенные БТР и БМП старались делать плавающими. БМП-1 и БМП-2 гребли гусеницами, действовавшими подобно гребным колесам парохода. Для повышения скорости на воде использовались гребные винты, но на мелководье они могли цепляться за дно. Поэтому на БТР-60/70/80 использовали водометы, которые засасывали воду через отверстие в днище машины и выбрасывали ее назад. Поворотные колеса двух передних осей на плаву играли роль рулей. У плавающих машин впереди был щит-волноотражатель, а внутри – насосы для откачки попавшей в корпус воды.
Американский БТР М113, воюя во Вьетнаме, оказался слабоват и по бронированию, и по вооружению. Несколько попыток создания на базе этого транспортера БМП – с усилением брони и установкой пушек, не дали положительного результата. Время было потеряно, и разработанная «с нуля» БМП М2 «Брэдли» поступила на вооружение только в 1981 г. Она оказалась тяжелее советской, но легче немецкой БМП – 20 т. Броня машины была комбинированной – стальные и алюминиевые листы, разделенные воздушным зазором. Вооружение тоже оказалось «средним» – 25-мм пушка и две пусковые установки ПТУР. Вместимость «Брэдли» была меньше, чем у «конкурентов» – только 6 десантников.
БМП была дорогим оружием, поэтому основную массу легкой бронетехники по-прежнему составляли более дешевые бронетранспортеры. В СССР по схеме БТР-60 разработали БТР-70. Он был лучше защищен, но сохранил основной недостаток предшественника – два двигателя. Предполагалось, что это улучшит выживаемость БТР (поврежден один двигатель, едем на другом). Однако на практике машина оказалась не слишком надежной, а два двигателя «мешали» друг другу. В результате следующий транспортер – БТР-80, имел один мощный дизель. Кроме того, машина получила высокий боковой люк, облегчивший высадку десантников.
Ближе к концу ХХ в. бронетехнику стали «затачивать» под локальные войны. Главными задачами современных бронетранспортеров, боевых машин пехоты и вернувшихся в строй бронеавтомобилей стали патрулирование, сопровождение автоколонн и ведение боевых действий против «партизан» – в том числе и в городах.
Опыт применения боевых машин пехоты БМП-1 и БМП-2 показал, что их 30-мм пушка слабовата. Поэтому была разработана БМП-3 со 100-мм пушкой, которая может стрелять управляемыми противотанковыми снарядами, пробивающими 750-мм броню. Машина сохранила и малокалиберную пушку. Обе пушки соединялись в общую жесткую конструкцию, что повышало точность стрельбы. При необходимости защиту БМП-3 усиливали установкой «Шторы-1» – комплекса электронного противодействия высокоточному оружию (ПТУР и артиллерийским снарядам с лазерным или иными видами наведения), а также системой активной защиты «Арена» и модулями динамической защиты «Кактус». Сочетание защищенности и огневой мощи сделало БМП-3 популярной у военных. Даже «разборчивая» страна Объединенные Арабские Эмираты приняла на вооружение русскую машину, предпочтя ее и американской БМП «Брэдли М2», и британской БМП «Уорриор».
Опыт боевого применения бронетехники в локальных конфликтах потребовал усилить защиту пехоты. В результате появились БТР и БМП на основе танков. Инициатором здесь стала армия Израиля. Первые израильские тяжелые бронетранспортеры были переделаны из трофейных и устаревших танков, а в новейшем БТР «Намер» использован корпус и шасси современного танка «Меркава Мк. IV», и этот транспортер сейчас считается самым защищенным в мире. Еще одной новинкой стала бронированная машина поддержки танков (БМПТ). Ее создали для городских боев и противодействия засадам бронетехнике, где нужна не одна мощная пушка, а несколько огневых точек, одновременно стреляющих в разных направлениях. Российская БМПТ на базе танкаТ-72 за свою огневую мощь получила прозвище «Терминатор». По расчетам специалистов, каждая такая машина в бою сможет заменить несколько БМП со взводом пехотинцев.
По окончании Второй мировой войны бронеавтомобили были вытеснены БТР и БМП. Однако широкое использование мин в локальных войнах конца XX в. привело к созданию нового класса бронетехники – бронеавтомобили, стойкие к подрыву мин и защищенные от атак из засад (MRAP – Mine Resistant Ambush Protected). Их отличает большой дорожный просвет (расстояние от земли до днища), бронированное клиновидное днище, «рассеивающее» энергию взрыва мины под автомобилем и ее осколки, и амортизированные кресла экипажа и десанта, смягчающие удар при взрыве. Первыми к идее создания таких машин пришли в Южно-Африканской Республике (ЮАР) в ходе ряда африканских войн. Американцы оценили идею во время боевых действий в Ираке и Афганистане, а российские генералы – по опыту войны в Чечне. Бронеавтомобили MRAP становятся все более востребованы: помимо ЮАР (RG33), тяжелые БА выпускают в России (КамАЗ 63968 и «Урал» 63099 ), США («Кугуар»). Еще более популярны легкие бронеавтомобили, например, итальянский Iveco LMV и российский «Тигр».
Вопрос «колеса или гусеницы» для бронетехники продолжает оставаться актуальным. Главной сейчас считается цена эксплуатации. Например, новый американский колесный БТР «Страйкер» в содержании вдвое дешевле, чем гусеничная БМП «Брэдли М2». Но там, где требуется большая проходимость, цена вопроса отодвигается на второй план. Поэтому Российская армия заказала два вида легких гусеничных бронированных платформ: колесный «Бумеранг» и гусеничный «Курганец-25».