Развитие танков после Второй мировой войны

После окончания Второй мировой войны танкостроители продолжали улучшать боевые машины. Опыт минувшей войны подсказывал, каким должен быть современный танк. Основное внимание уделялось развитию лучших танков военного периода. Ключевые идеи были направлены на усиление бронезащиты и повышение огневой мощи.

Первые послевоенные танки

Англичане в годы войны начали проектировать универсальный танк, в дальнейшем названный «Центурионом». Внедряя всё лучшее, что было в танках разных типов, его постоянно модернизировали. «Центурион» выпускали с 1947 по 1962 г. Американцы улучшали свой тяжёлый танк М-26 «Першинг», появившийся в конце войны. Совершенствуя ходовую часть, меняя форму корпуса и башни, усиливая вооружение и мощность силовой установки, они довели эту конструкцию до совершенства. Так получился танк М-60 «Паттон», оснащённый 105-мм пушкой и защищённый 120-мм бронёй в лобовой части корпуса и 175-мм – в башне. Созданный в 1960 г. М-60 до сих пор состоит на вооружении ряда стран.

Центурион
Вооружение «Центуриона» усилили: калибр пушки с 76 увеличили до 105 мм
М-60 «Паттон»
Американский танк М-60 «Паттон» строился в 60-е гг. ХХ в.

Самым известным послевоенным танком стал советский Т-54. Благодаря улучшенному дизельному двигателю, установленному в корпусе танка не продольно, как прежде, а поперечно, удалось укоротить моторный отсек и сделать корпус ниже. Эти работы были выполнены ещё в конце войны на Т-44. Уменьшение размеров танка, улучшение ходовой части позволило увеличить толщину лобовой брони до 100 мм! Постепенно менялась и башня. На Т-54 она стала полусферической, а толщина в лобовой части достигла 200 мм! Т-54 получил и 100-мм пушку.

Вслед за Т-54 в СССР создали танк Т-55 с более мощным двигателем, увеличенным боекомплектом, системой автоматического пожаротушения и оснащённым приборами ночного видения. Последним танком данного семейства стал Т-62, вооружённый гладкоствольной 115-мм пушкой, что позволяло стрелять оперёнными бронебойными снарядами, вылетающими из ствола с огромной скоростью. Дальность прямого выстрела у Т-62 составляла 4 км.

Т-55
Особенностью Т-55 была система противоатомной защиты

 «Тридцатьчетвёрка» ХХI столетия

Легендарная «тридцатьчетвёрка» времён Великой Отечественной войны была не самым мощным, не самым быстрым, не самым защищённым танком в мире. Однако всё в этом танке было так сбалансировано, что по комплексу боевых свойств Т-34 на порядок превзошёл все остальные танки мира. Таким же танком в последней четверти ХХ в. считался советский Т-72. Если поставить в один ряд Т-34, Т-44, Т-54, Т-62 и Т-72, то можно проследить развитие отечественных боевых машин. Кажется, что это один и тот же танк, который за десятилетия своей жизни «раздался в плечах» и прижался к земле, став менее заметным на поле боя. Однако Т-72 – это танк революционный. От своих предшественников он отличается так же, как и Т-34 в своё время отличался от БТ.

Т-72
К концу ХХ в. Т-72, один из самых популярных танков в мире, приняли на вооружение более 20 стран

На Т-72 применили новую комбинированную трёхслойную броню (сталь – стеклотекстолит – сталь). В связи с этим ввели термин «эффективная толщина брони» (толщина брони в пересчёте на обычную броневую сталь). К примеру, у Т-72 эффективная толщина брони башни – 50 0 мм. Это равнозначно стальной броне полуметровой толщины. Для защиты от кумулятивных снарядов танк прикрывался противокумулятивными экранами и навесной динамической защитой, состоявшей из уложенных поверх брони плоских коробок с взрывчатым веществом. Коснувшись коробки, противотанковая ракета разрушалась направленным взрывом. Огневая мощь Т-72 возросла. На нём установили гладкоствольное 125-мм орудие.

В середине 1970-х гг. это было самое мощное танковое орудие в мире. Т-72 мог стрелять оперёнными снарядами и управляемыми ракетами. Главная «изюминка» – система управления огнём и автомат заряжания пушки. Подача снаряда в ствол и выброс поддона гильзы производился без участия человека. У Т-72 возросла плавность хода и скорость передвижения за счёт новой ходовой части с дополнительными роликами, поддерживающими гусеницу. Максимальная скорость составляла 60 км/ч.

Появление новых наступательных и оборонительных систем расширило боевые возможности танков. Так появился Т-90 с комплексом оптико-электронного противодействия вражеским противотанковым средствам. Инфракрасные прожекторы помогают подавлять системы наведения вражеских управляемых ракет. Система защиты предупреждает экипаж о лазерном облучении. Она обеспечивает выброс из специального гранатомёта устройства, создающего аэрозольное облако, непроницаемое для лазерных лучей. Это сбивает наведение ракет, управляемых с помощью лазера.

Т-90С
Защищённость Т-90С повышена за счёт встроенной динамической защиты нового поколения
Российский танк Т-80
Российский танк Т-80, в отличие от дизельных Т-72 и Т-90, оснащается более мощным газотурбинным двигателем, что повышает его динамику и обеспечивает максимальную скорость до 70 км/ч – выдающееся значение для боевой машины весом в 46 т.
Т-80У
Т-80У — первый в мире танк со встроенной (вместо навесной) динамической защитой. В Чечне был зафиксирован случай, когда «восьмидесятка» выдержала в бою восемь попаданий от РПГ

Основной боевой танк

 В конце ХХ в. в армиях ведущих стран мира функции средних и тяжёлых танков стал выполнять единый или основной боевой танк (ОБТ). Все единые танки несут мощное вооружение, включающее нарезную или гладкоствольную 120- или 125-мм пушку, имеют многослойное противоснарядное бронирование, усиленное встроенной или навесной динамической защитой. Особенность ОБТ – усовершенствованная силовая установка: двигатель и автоматическая трансмиссия выполняются в виде единого блока, что позволяет поменять её за 30 минут. Современные танки способны «выживать» даже в условиях применения химического и ядерного оружия.

В России основными боевыми танками являются Т-72, Т-80 и Т-90, о которых было уже рассказано. Наши боевые машины выделяются небольшими размерами, их вес не превышает 46–47 т, поэтому они отличаются высокой маневренностью и малозаметны на местности. Мощное вооружение российских танков оказало влияние на развитие зарубежных единых танков. Немцы приложили немало усилий для того, чтобы сделать башню танка «Леопард-2» непробиваемой 125-мм снарядами. В результате танки «Леопард-2» последних модификаций оказались гораздо тяжелее российских. То же самое можно сказать и об английском танке «Челленджер». Чуть легче получился французский единый танк «Леклерк». Он весит около 55 т. Главная его особенность – насыщенность электронными приборами и цифровыми вычислительными устройствами, которые смогут помочь экипажу первым увидеть и поразить противника.

«Леопард» доходит до 62 т
Боевая масса немецкого танка «Леопард» доходит до 62 т
Леопард-2
«Леопард-2» ранних модификаций (на фото) был выполнен в типичных для Германии «тигриных» традициях. Но время неумолимо стерло его отличительные черты. С обтекаемыми формами последних модификаций танк сегодня почти невозможно отличить от других машин
Японский Тип-90
Японский Тип-90 — своего рода «леопард» азиатского происхождения
Леклерк
Французский танк «Леклерк» называют электронным чудом

Основной американский танк М-1 «Абрамс» — один из наиболее совершенных единых танков мира. Это единственный из всех зарубежных танков, который оснащён газотурбинной силовой установкой. Для повышения бронестойкости лобовых деталей корпуса и башни танков в состав их многослойной брони стали включать панели из обеднённого урана. Англичане, немцы, французы и американцы оснастили свои тяжёлые танки мощными 1200–1500-сильными силовыми установками для увеличения скорости передвижения и необходимой маневренности.

танк Абрамс
Американский «абрамс» от огня советских РПГ не спасли в Ираке ни шумная реклама, ни современные «навороты», ни броня с применением обедненного урана
Южнокорейский Тип-88
Южнокорейский Тип-88 — это уменьшенный, в связи с малым ростом корейцев, «абрамс», который благодаря гидропневматической подвеске первых двух колес может «приседать»
английский «челленджер»
Сегодня английский «челленджер» — один из самых тяжелых танков в мире
Танк «Озорно»
Танк «Озорно» назван в честь национального героя Бразилии
Сегодня многие страны не только оснащают свои армии единым основным танком, но и модернизируют средние танки до у ровня ОБТ, устанавливая совершенные системы управления огнём, повышая их огневую мощь, усиливая бронезащиту, увеличивая мощность силовой установки.

Национальные интересы

В небольшой армии Швеции немного танков. К тому же и танки здесь нужны особенные, учитывая, что на протяжённом побережье Швеции невозможно организовать сплошную линию обороны. Шведские инженеры разработали необычный танк береговой обороны. Предполагая, что противник должен наступать только с одного направления (с моря), на танк решили не ставить поворотную башню. Это уменьшило его высоту. В корпусе жёстко установили три пулемёта, пушку и автомат перезаряжания орудия, что повысило скорострельность до 15 выстрелов в минуту!

Один из самых необычных танков – Strv-103 – получился и самым низким танком в мире. От его лобовой брони с большим углом наклона рикошетируют все снаряды. Управлять оружием может и командир, и механик-водитель. Радист сидит лицом назад. В момент опасности он управляет танком, выводя его задним ходом с огневой позиции. В настоящее время этот необычный танк снят с вооружения – ведь он не может вести огонь с хода.

В танке Strv-103
В танке Strv-103 наведение оружия на цель осуществляется за счёт изменения положения в пространстве ходовой части

Иной танк потребовался армии Израиля, которой приходилось вести бои и с регулярными армиями соседних государств, и с палестинскими повстанцами. Во время «наведения порядка» именно танкам приходилось превращаться в опорные пункты. В таких ситуациях высокая скорость, маневренность и большой запас хода не нужны. На границе танки основное время стояли неподвижно, повернувшись носом в сторону вероятного противника. Израильским солдатам нужен был не танк, а хорошо защищённый стальной дом, вокруг которого обычно и велась жизнь мобильного патруля или блокпоста. Вот почему в Израиле создали необычный танк «Меркава» (в переводе с иврита «колесница»). Исходя из специфических особенностей Израиля, шасси танка приспособили для условий горно-пустынной местности.

танк «Меркава»
Вооружён танк «Меркава» 105- или 120-мм пушкой, тремя пулемётами и 60-мм миномётом

При создании «Меркавы» во главу угла поставили защищённость экипажа и пехотинцев (в танке есть отсек для 10 десантников!). Требование сохранения жизни экипажа появилось по той причине, что каждый солдат этой маленькой страны, особенно хорошо подготовленный танкист, на счету. «Меркава» получила многослойную броню, а броневые листы корпуса и башни спереди установили под большим углом. На последних модификациях танка поверх основной брони могут устанавливаться дополнительные броневые модули. Двигатель установлен спереди, что стало дополнительной преградой на пути бронебойных снарядов. В освободившейся кормовой части появилась просторная «бытовка», которая может превратиться в каземат для боеприпасов или в лазарет.

Меркава
Сегодня «Меркава» – один из самых тяжёлых танков в мире. Её вес превышает 60 т. «Меркава» выделяется и большими размерами. Такова плата за высокую защищённость и наличие «обитаемого» отсека.

Плавающие танки

С момента появления танков характер боевых действий на суше изменился: где бы ни начиналось наступление, именно танки шли во главе наступающей пехоты. Танковые войска стали главной ударной силой сухопутных войск. Но во все времена танкистам портил жизнь один серьёзный противник – вода. Бронетехника порой не могла перебраться на другой берег даже маленькой речушки с крутыми берегами. Что уж говорить про полноводные реки. Вот почему военные во всех странах мира хотели иметь на вооружении плавающие танки. Однако даже сегодня создать мощный, хорошо защищённый плавающий танк не удалось никому. В лучшем случае на вооружение принимались лёгкие танки, способные держаться на воде, а также плавающие бронетранспортёры, боевые машины пехоты (БМП) или десанта (БМД). В наши дни плавающих танков в мире не так уж и много.

БМД
БМД весит очень немного, потому их легко транспортировать по воздуху и сбрасывать на парашютах

Американский лёгкий плавающий танк «Шеридан» по воде движется за счёт перематывания гусениц со скоростью до 6 км/ч. Для серьёзных боёв он мало пригоден (из-за слабой брони). Его главное назначение – разведка. Для подготовки танка к плаванию требуется несколько минут. Английский лёгкий плавающий разведывательный танк «Скорпион» держится на воде за счёт разворачиваемого каркасного резинотканевого приспособления, а движется за счёт перематывания гусениц.

танк «Шеридан»
Плавучесть американского танка «Шеридан» осуществляется за счёт откидных экранов, установленных на корпусе

Самый известный послевоенный танк, способный плавать по рекам и по морю (даже при волнении в 4 балла), а также вести огонь на плаву, – советский ПТ-76. Для движения по воде он оснащался двумя водомётными движителями. Водомёты засасывали воду через водозаборники (в нижней части корпуса танка), а затем с силой выбрасывали её через сопла в кормовом бронелисте. Сейчас ПТ-76 состоят на вооружении морского флота: ими укомплектованы подразделения морской пехоты. Эти танки могут «работать» с десантных кораблей, стоящих далеко от берега. А как же обычные танки? Сегодня практически все танки могут форсировать водные преграды по дну. Однако глубина «брода» не должна превышать высоту воздухозаборной трубы, торчащей из-под воды: это примерно 5 м.

ПТ-76
Первоначально ПТ-76 создавали как разведывательные машины для сухопутных войск
На помощь танкистам всегда могут прийти инженерные войска (сапёры). Сегодня они оснащены специальными танковыми мостоукладчиками и самоходными паромами. В кратчайшие сроки сапёры способны навести переправу через самую широкую реку.



Поделиться ссылкой