Плавающие танки Второй мировой войны

Первыми над созданием танков-амфибий задумались англичане. Разве могла великая морская держава обойтись без плавающих танков? В 1929 г. был создан первый плавающий танк – амфибия «Карден-Лойд». Вскоре выяснилось, что такие боевые машины Великобритании не нужны. Но по их образу и подобию стали строить плавающие танки в СССР.

Первый советский плавающий танк Т-37 фактически был обычной танкеткой, прикрытой со всех сторон 6–8-мм бронёй и вооружённой 7,62-мм пулемётом. Но так как пулемёт стоял в поворачивающейся башне, а бронекорпус для поддержания необходимой плавучести имел чуть большие размеры, эту танкетку стали величать лёгким плавающим танком. По воде этот мини-танк мог двигаться со скоростью 4 км/ч. Вслед за Т-37 появился улучшенный Т-38, а перед войной более удачный Т-40. Это уже был действительно нормальный лёгкий танк: 13-мм броня (как у всех лёгких танков), вес – 5,5 т, вооружение – крупнокалиберный 12,7-мм пулемёт. По воде новый танк мог передвигаться со скоростью свыше 6 км/ч. Так в Красной армии появился отличный разведывательный танк, способный «ходить на тот берег».

танк Т-40
Т-40

Большое внимание плавающим танкам в годы Второй мировой войны начали уделять в Японии. Ведь японской армии приходилось вести бои на многочисленных островах Тихого океана. Главное – перебраться с одного берега залива на другой или достичь суши с борта десантного корабля. В 1941 г. японцы создали плавающий танк «Ка-ми». По сути, это был чуть доработанный лёгкий танк «Ха-го», на корпус которого спереди и сзади навешивались два стальных понтона. По воде танк двигался с высокой по морским меркам скоростью 10 км/ч. После выхода на берег понтоны сбрасывались, и «амфибия» превращалась в обычный лёгкий танк. Американцы решили, что для поддержки морских десантов требуются универсальные боевые машины, которые должны прикрывать морпехов огнём, поднимать их боевой дух, доставлять на берег, защищая бронёй от огня вражеских пулемётов.

Обычно плавающие танки двигались по воде с помощью гребных винтов. Десантные машины LTV винтов не имели. Они двигались по воде со скоростью 11 км/ч за счёт перематывания гусениц, оснащённых большими грунтозацепами.
танк «Ка-ми»
С навесными понтонами японский танк «Ка-Mu», вооруженный 37-мм пушкой и пулеметом, сильно смахивал на бронекатер

В США до войны имелись гусеничные плавающие транспортёры LТV-2 (десантные вездеходные машины). К танкам они никакого отношения не имели, так как выполнялись из небронированной стали. В годы войны на их основе создали универсальные транспортно-боевые машины LTV(А)1 (буква А означала, что машины бронированные). Эти машины оснащались поворотными башнями, в которых могли устанавливать крупнокалиберные пулемёты, огнемёты и пушки калибра от 37 до 75 мм. Позади башни на вертлюгах располагались дополнительные пулемёты. В кормовой части устанавливали пусковые установки для реактивных снарядов. Такая боевая машина могла перевозить 10–15 морских пехотинцев.

LТV
Для масштабных морских операций в США было построено до 16 000 LTV, передвигавшихся в воде перематыванием гусениц, имевших черпачки. Из-за такой «морской» гусеницы ' амфибия на суше оказалась маломаневренной машиной, чем и не понравилась советским военным



Поделиться ссылкой