Футуризм в архитектуре

Итальянский футуризм начался как движение художников и писателей и распространился на архитектуру благодаря визионерским работам Антонио Сант»Элиа. Хотя мало что построено по его проектам — а погиб он в Первую мировую войну совсем молодым, — ему удалось создать потрясающие архитектурные зарисовки, впоследствии значительно повлиявшие на архитекторов, включая участников модернистского движения и приверженцев стиля ар-деко.

Антонио Сант'Элиа.
Антонио Сант'Элиа.

Термин «пассионарии» несколько затерт, но все-таки в нем есть нечто важное: время от времени появляется человек или группа людей, которые меняют историю, страстно переворачивая и сдвигая со своих мест все привычное. Пассионарии могут и не оставить по себе значительных плодов, но они производят много шума и вынуждают людей думать. К художественному движению под названием «футуризм» это применимо как мало к чему.

Манифест футуристов

Футуризм начался в 1909 г. как движение писателей и художников. Как многие в то время, первые итальянские футуристы верили, что современное искусство устарело и не годится для целей современного мира на заре XX в. Писатель Филиппо Томмазо Маринетти задал импульс футуристскому движению манифестом, опубликованным одной итальянской газетой 5 февраля 1909 г., а две недели спустя перепечатанным во Франции в «Ле Фигаро».

Филиппо Томмазо Маринетти
Филиппо Томмазо Маринетти

В своем манифесте Маринетти и его последователи отказывались от прошлого. Они желали искусства юного, дерзкого и оригинального — пусть даже эта оригинальность требовала жестокости.

Они воспевали технологии и скорость — обожали автомобили и аэропланы — и были до того зачарованы всем, что быстро движется, внезапно и яростно, что даже пообещали прославить своим искусством войну.

Архитектура для будущего

Из этих идей, самих по себе абсурдных и раздутых, родилось несколько поразительных картин с бегущими фигурами, несущимися велосипедистами и пульсирующими городами. К тому же они вдохновили итальянского архитектора Антонио Сант-Элиа на изобретение футуристической архитектуры. Как и Маринетти, для объяснения своих представлений Сант-Элиа написал манифест (футуристы обожали такие документы). В этом манифесте — жажда архитектуры будущего, отвергающей исторические стили и оформление, распространенные в ту пору в Европе, в пользу безыскусного, смелого нового стиля. Футуристическая архитектура, говорится в манифесте, должна добиваться желаемого эффекта при помощи современных материалов (бетона, стекла, стали) и дерзких, неожиданных форм.

Сант-Элиа также объяснял, какой эстетики можно добиться грамотным применением новых материалов. Футуристический город будет «похож на громадную суматошную верфь, деятельную, подвижную и повсеместно динамичную, а современное здание — на исполинскую машину». Технику не надо скрывать, ее нужно выставлять напоказ и воспевать, поэтому лифтовые шахты, к примеру, должны «испещрять фасады, как змеи из стекла и бетона». Конвейерные ленты (высокоскоростные, само собой) и эстакады решат все транспортные проблемы.

Архитектура должна занимать не только землю и пространство над постройкой, но и, по словам Сант»Элиа, копать вглубь: здания должны иметь подземные уровни. Оформительству же следует замениться научным подходом к строительству, и в нем красота явится в логике линий и масс здания. Архитекторам надо отречься от своей любви к украшениям, карнизам, портикам и прочей архаике и уверовать в композицию масс грандиозного масштаба.

«С гоночным автомобилем... не сравнится никакая Ника Самофракийская» Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944), итальянский поэт и редактор. Из «Манифеста футуристов»

Рисуем будущее

Таким образом, прошлое было отложено в сторону и поставлена цель найти новые способы строительства, подлинно соответствовавшие современным нуждам, технологиям и скорости тогдашней жизни. Сант»Элиа развил свои представления в коллекции потрясающих рисунков городов, — они, правда, могли возникнуть и до манифеста, но этого мы не знаем наверняка.

Изображения Сант»Элиа запечатлели не только небоскребы, но и другие здания XX в. — аэропорты, электростанции и тому подобное. Наиболее сильное впечатление производят громады жилых домов — с высокими ступенчатыми фасадами, обширными подъездными аллеями, узкими мостами и встроенными махинами вокзалов.

Футуристам нравилось считать, что подобные представления — плод лишь их умов, и они сами по себе отворачиваются от архитектуры прошлого и настоящего. Однако рисунки Сант»Элиа заимствуют кое-что у пейзажей американских городов, особенно Нью-Йорка. И все же, конечно, они уникальны и по-прежнему вызывают всеобщий восторг — с первой же выставки «Новые тенденции» 1914 г.

Изменившийся мир

Но рисунки так и остались рисунками. Сант»Элиа пошел в итальянскую армию, был убит в Первую мировую войну и не успел толком ничего построить. Когда в 1918 г. война закончилась, мир стал другим, и время скандальных архитектурных заявлений, казалось, давно минуло. Однако архитекторы помнили о рисунках Сант»Элиа и его соображениях относительно объединения технологий и неукрашенной механистической эстетики. Эти идеи повлияли на модернистскую архитектуру 1920–1930-х гг. с ее прямыми линиями.

Его представления об эффектности, возможно, также воздействовали на желавших нащупать современные методы производить сильное впечатление — от архитекторов ар-деко до Ридли Скотта и его фильма «Бегущий по лезвию». Даже в 1980-х будущее все еще представлялось футуристическим.

Ридли Скотт
Ридли Скотт

Затянувшееся веяние

Многие итальянские здания после Первой мировой войны демонстрируют влияние идей Маринетти и Сант»Элиа. Прославление футуристами скорости и транспорта нашло отражение в дизайне вокзалов; особенно стоит отметить Тренто и Флоренцию («Санта-Мария Новелла»). Последняя, спроектированная Джованни Микелуччи, построена в 1932–1933 гг. Ее громадные глазурованные поверхности и массивность незамысловатой архитектурной мощи — несомненное воспоминание о футуристах. На то же указывают особо спланированные подъезды и автостоянки, гарантирующие автомобилям не меньшие удобства, чем поездам.

Вокзал Тренто
Вокзал Тренто
Церковь Санта Марии Новеллы
Церковь Санта Марии Новеллы



Поделиться ссылкой