«У света есть свой язык, и этот язык надо заставить говорить или петь, но отнюдь не реветь.»
Шарль Франсуа Добиньи
Многие говорят, что ради любимой работы могут бросить всё. А готовы ли вы отказаться от дома и поселиться в лодке? Французский художник Шарль Добиньи сделал именно так. И создал в лодке-мастерской многие из лучших своих картин.
Играет ли роль наследственность в таланте ребенка — вопрос спорный. Вспомнив историю КамиляКоро, можно ответить «нет», но факт остается фактом: многие творческие люди находят себя потому, что им повезло расти в подходящей среде. Для Шарля Франсуа Добиньи, родившегося в семье живописца, дорога к холсту и краскам была легка. Художественные способности сына родители одобряли и старались развивать.
Первым его учителем был отец, а чуть позже юный парижанин стал брать уроки у Поля Делароша — знаменитого мастера академической школы, писавшего исторические картины. Молодой художник увлекся работами голландских мастеров и часами копировал известные полотна Рёйсдала и Хоббемы в галереях Лувра.
Семья Шарля была вполне обеспеченной, чтобы позволить ему в 1835 году отправиться с другом в путешествие, традиционное для молодых людей того времени. Почти год он ездил по городам Италии и много рисовал. Однако ни эта поездка, ни более поздние (Добиньи неоднократно посещал Великобританию, Голландию, Испанию) не оказали особого влияния на его творчество. Он словно был рожден писать пейзажи Франции и, постигая новые приемы и технику, успешно использовал их, не изменяя собственному стилю. Из первой заграничной поездки Добиньи привез... французский пейзаж «Вид на Собор Парижской Богоматери и остров Сен-Луи» (1838).
По возвращении молодой человек нашел работу в качестве реставратора, а позднее иллюстрировал произведения таких авторов, как Бальзак, Гюго и Сю.
В то время Шарль всерьез увлекался творчеством Рембрандта, предпочитая гравюру и офорт. Свои картины Добиньи сначала тщательно прорабатывал во множестве эскизов и рисунков, а сложная техника офорта требовала идеальной точности и прекрасно подходила для передачи тончайших нюансов настроения, состояния и движения в природе без помощи цвета. Серия офортов, выпущенная художником в 1850-1851 годах, была зрелой и самоценной. Но именно после нее, словно исчерпав для себя этот источник, Добиньи стал постепенно отходить от рисунка, возвращаясь к живописи.
Может показаться странным, но Добиньи, которого искусствоведы причисляют к барбизонцам, бывал у них редко и никогда не жил в «коммуне», устроенной Теодором Руссо. К тому же «сила и мощь», которых искал в природе основатель барбизонской школы, были чужды Шарлю. Его стихия — лиричность, почти напевность изображения. Вернувшись к краскам, живописец окончательно отказался от декоративности классицизма. Теперь в центре его внимания были простые сельские пейзажи, в которых очень много реалистических черт.
Забавный факт: Добиньи стремился как можно точнее отобразить природу, не привнося в картину субъективизм художника, и при этом от зрителей и критиков долго получал отзывы, главной похвалой в которых была «поэтичность». Стараясь уйти от этого штампа, он все строже относился к выбору сюжета и в конце концов пришел к изображению самых невзрачных и непривлекательных мотивов, лишь бы избежать подозрения в том, что он приукрашивает действительность.
Отличалась от «старших» барбизонцев и манера его письма. Прием контражура и аскетичность в использовании колорита, столь любимые Руссо и его товарищами, Добиньи не приемлет. Его стиль — проработка тончайших нюансов не только света, но и цвета. Так почему же его все-таки относят к барбизонской школе?
Ответ прост. Шарль Добиньи, представитель так называемого второго поколения барбизонцев, отступая от «канона», на самом деле, возвращался к истоку. Его живопись по настроению, стилю и манере гораздо ближе к творчеству Камиля Коро.
Не любя подолгу оставаться на одном месте, Добиньи построил себе лодку-мастерскую, где часами делал зарисовки, писал картины с натуры. Реки Сена и Уаза стали наиболее частыми мотивами его произведений. Давно отказавшись от классицизма, теперь Шарль отходил и от романтических мотивов, двигаясь к импрессионизму и даже символизму. Типичные образцы искусства Добиньи того времени — это его лучшие работы: «Запруда в Оптево» (1855), «Весна» (1857), «Деревня на берегу Уазы» (1868), «Прилив в Нормандии» (1869), «Берега Виллервиля» (1875).
Клод Моне, один из основателей движения импрессионистов, сказал: «Добиньи — молодец, он хорошо работает, понимает природу». Именно от него импрессионисты унаследовали характерную манеру письма, которая с годами выработалась у Добиньи,— широкие объемные мазки.
Со временем художник постепенно отошел и от чисто пейзажного жанра, стал не только писать более монументальные образы, но и вводить на свои полотна человека, оттесняя пейзаж на второй план, делая его лишь местом действия. Но лучшие образцы его творчества, несомненно, оказали очень большое влияние на последующее поколение живописцев.
«Художник — большое дитя, он не замечает грязи, и она к нему не пристает» (Э. Войнич)