Гилберт Кит Честертон (1874—1936)

Среди самых известных сыщиков мира одним из первых считается отец Браун. Рассказы о нём признаны классикой детектива, а их создатель — Гилберт Кит Честертон стал первым президентом «Клуба детективных писателей», основанного в 1928 г. В этот клуб входили такие мастера жанра, как Агата Кристи, Дороти Сейере, Ричард Остин Фримен и Джон Диксон Карр. Член клуба монсеньор Рональд Нокс, глубоко почитавший Честертона, писал, что рассказы об отце Брауне не детективы или хотя бы «больше чем детективы». Когда же самого Честертона спрашивали о его профессии, он называл себя журналистом, а не писателем.

За свою жизнь он издал более 100 томов. В этом огромном наследии исследователи выделяют три главных направления творчества Честертона: собственно журналистика, литературная критика и богословие. Стихам, романам и новеллам отводится здесь далеко не первое место. Но как Конан Дойл остался в восприятии читателей создателем Шерлока Холмса, так и Честертон запомнился главным образом как создатель отца Брауна.

Гилберт Кит Честертон
Гилберт Кит Честертон

Отец Браун — толстенький коротышка с высоким голосом и похожим на клёцку детским лицом, у него «рыбьи глаза» и «не очень-то изящная походка». Расследуя преступления, он «смотрел в пространство бессмысленным идиотским взором. Он всегда казался идиотом, когда его ум работал особенно напряжённо». Священник настолько нелеп и неприметен, что автора можно заподозрить в насмешке над своим героем, но именно в его уста Честертон вкладывает абсолютно здравые суждения поразительной нравственной глубины и человеколюбия. 

«Люди не видят чего-то, потому что не ждут» — именно этот психологический парадокс любил обыгрывать в своих новеллах Честертон. Например, в рассказе «Невидимка» убийцу не замечают из-за того, что он — почтальон, а на столь привычную фигуру никто просто не обращает’ внимания. В «Чуде „Полумесяца"» люди скорее готовы поверить, что преступление совершено потусторонними силами, чем искать рациональное объяснение происшедшему. А в «Странном преступлении Джона Боулнойза» сама идея детективного рассказа как бы вывернута наизнанку.

Б. Шукаев. Иллюстрация к рассказам Г. К. Честертона
Б. Шукаев. Иллюстрация к рассказам Г. К. Честертона

В одном городе живут сэр Клод Чэмпион, человек весьма преуспевающий и даже знаменитый, и скромный учёный Джон Боулнойз. Всю свою жизнь сэр Чэмпион посвятил тому, чтобы разбудить зависть школьного друга — Боулнойза. Он поселил Джона в маленьком домике рядом с собственным особняком, чтобы тот почувствовал себя неудачником, однако Джон не обратил на это внимания. Тогда сэр Чэмпион стал настойчиво ухаживать за женой учёного; светское общество, газетчики — все ждали скандала. Но Джон Боулнойз был слеп к происходящему. «Если вы... скажете ему: „Чэмпион хочет украсть у тебя жену", он сочтёт, что шутка грубовата, а что это отнюдь не шутка — такая мысль не найдёт доступа в его замечательную голову».

Испытывая неуёмную злобу и зависть к соседу и не найдя иного способа ему досадить, сэр Чэмпион совершает самоубийство, причём обставляет его так, что убийцей выглядит Джон Боулнойз. А «странное преступление» Боулнойза заключается в том, что учёный выдаёт себя перед газетчиком за собственного слугу, сообщая, что «хозяина нет дома»...

Дж. Дауд. Шарж на Г. К. Честертона
Дж. Дауд. Шарж на Г. К. Честертона

Совершенно новое звучание приобретают новеллы об отце Брауне после знакомства с религиозно-философскими и литературно-критическими трудами Честертона.

Всего Честертон выпустил пять книг рассказов о сыщике-священнике: «Неведение отца Брауна» (1911 г.), «Мудрость отца Брауна» (1914 г.), «Недоверчивость отца Брауна» (1926 г.), «Тайна отца Брауна» (1927 г.), «Скандальное происшествие с отцом Брауном» (1935 г.)

Он любил и очень хорошо понимал самых разных писателей. Комментарии Честертона к новеллам Роберта Браунинга (1903 г.), монографии «Джордж Бернард Шоу» (1909 г.), «Викторианская эпоха в литературе» (1913 г.), исследования творчества У. Блейка, Ч. Диккенса, Р, Л. Стивенсона вошли в золотой фонд английской критики.

Обложка книги Г. К. Честертона «Человек, который был Четвергом». Издание 1989 г. Москва
Обложка книги Г. К. Честертона «Человек, который был Четвергом». Издание 1989 г. Москва

Обращение в католическую веру Честертон называет глубочайшим переворотом в своей жизни. О том, как он, человек, которому христианство когда-то казалось «поистине диким», пришёл к вере, рассказано в книге «Ортодоксия» (1908 г.). Позже Честертон написал трактаты «Святой Франциск Ассизский» (1923 г.), «Святой Фома Аквинский» (1933 г.) и книгу «Вечный человек» (1925 г.), считающуюся лучшей апологией христианства в XX столетии.

Ортодоксия (от греч. «ортодоксос» — «правоверный») — неукоснительное следование определённому учению, строгая последовательность во взглядах

Очень важно в детективных историях Честертона то, что в них отсутствует момент передачи преступника властям. Отец Браун хочет исправить оступившегося человека, а не покарать его. И часто преступник бывает либо отпущен Брауном и остаётся в ответе перед Богом, либо, когда исправить уже ничего нельзя, совершает самоубийство (ещё больший грех с точки зрения христианства). Однако нельзя сказать, что отцу Брауну свойственно только благодушие и всепрощение. В рассказе «Злой рок семьи Дарнуэй» звучат такие его слова: «..я готов сровнять с землёй все готические своды в мире, чтобы сохранить покой даже одной человеческой душе...».

В «Ортодоксии» Честертон писал, что его творческое сознание выросло из сказок и что серьёзность — не добродетель. «Человеку свойственно воспринимать себя всерьёз. Передовую статью гораздо легче сочинить, чем шутку... Легко быть тяжёлым, тяжело быть лёгким». Сказочность и лёгкость обрели силу закона в его романах. Однако именно романы вызвали наибольшее количество упрёков в адрес автора: его герои очень часто похожи на ходячие идеи и картонные фигурки. Честертон эти недостатки вполне осознавал и называл свои романы «хорошими, но испорченными сюжетами».

Апология (греч. «заступничество», «оправдание») — защита, восхваление чего-либо

Честертон, «любитель английской поэзии и трюизмов», как он сам о себе говорил, неустанно повторял читателям общеизвестные истины. Многие из них принадлежали его собственному перу, например: «Сам я никогда не относился всерьёз к себе, но я всегда всерьёз относился к своим мнениям» или «Если вы не будете красить белый столб, он скоро станет чёрным». Всю жизнь Честертон и занимался тем, что красил белый столб — сознание читателя — всеми доступными ему способами,- с помощью детективных рассказов, романов, литературной критики, поэзии и богословских трактатов.




Поделиться ссылкой