Среди самых известных сыщиков мира одним из первых считается отец Браун. Рассказы о нём признаны классикой детектива, а их создатель — Гилберт Кит Честертон стал первым президентом «Клуба детективных писателей», основанного в 1928 г. В этот клуб входили такие мастера жанра, как Агата Кристи, Дороти Сейере, Ричард Остин Фримен и Джон Диксон Карр. Член клуба монсеньор Рональд Нокс, глубоко почитавший Честертона, писал, что рассказы об отце Брауне не детективы или хотя бы «больше чем детективы». Когда же самого Честертона спрашивали о его профессии, он называл себя журналистом, а не писателем.
За свою жизнь он издал более 100 томов. В этом огромном наследии исследователи выделяют три главных направления творчества Честертона: собственно журналистика, литературная критика и богословие. Стихам, романам и новеллам отводится здесь далеко не первое место. Но как Конан Дойл остался в восприятии читателей создателем Шерлока Холмса, так и Честертон запомнился главным образом как создатель отца Брауна.
Отец Браун — толстенький коротышка с высоким голосом и похожим на клёцку детским лицом, у него «рыбьи глаза» и «не очень-то изящная походка». Расследуя преступления, он «смотрел в пространство бессмысленным идиотским взором. Он всегда казался идиотом, когда его ум работал особенно напряжённо». Священник настолько нелеп и неприметен, что автора можно заподозрить в насмешке над своим героем, но именно в его уста Честертон вкладывает абсолютно здравые суждения поразительной нравственной глубины и человеколюбия.
«Люди не видят чего-то, потому что не ждут» — именно этот психологический парадокс любил обыгрывать в своих новеллах Честертон. Например, в рассказе «Невидимка» убийцу не замечают из-за того, что он — почтальон, а на столь привычную фигуру никто просто не обращает’ внимания. В «Чуде „Полумесяца"» люди скорее готовы поверить, что преступление совершено потусторонними силами, чем искать рациональное объяснение происшедшему. А в «Странном преступлении Джона Боулнойза» сама идея детективного рассказа как бы вывернута наизнанку.
В одном городе живут сэр Клод Чэмпион, человек весьма преуспевающий и даже знаменитый, и скромный учёный Джон Боулнойз. Всю свою жизнь сэр Чэмпион посвятил тому, чтобы разбудить зависть школьного друга — Боулнойза. Он поселил Джона в маленьком домике рядом с собственным особняком, чтобы тот почувствовал себя неудачником, однако Джон не обратил на это внимания. Тогда сэр Чэмпион стал настойчиво ухаживать за женой учёного; светское общество, газетчики — все ждали скандала. Но Джон Боулнойз был слеп к происходящему. «Если вы... скажете ему: „Чэмпион хочет украсть у тебя жену", он сочтёт, что шутка грубовата, а что это отнюдь не шутка — такая мысль не найдёт доступа в его замечательную голову».
Испытывая неуёмную злобу и зависть к соседу и не найдя иного способа ему досадить, сэр Чэмпион совершает самоубийство, причём обставляет его так, что убийцей выглядит Джон Боулнойз. А «странное преступление» Боулнойза заключается в том, что учёный выдаёт себя перед газетчиком за собственного слугу, сообщая, что «хозяина нет дома»...
Совершенно новое звучание приобретают новеллы об отце Брауне после знакомства с религиозно-философскими и литературно-критическими трудами Честертона.
Всего Честертон выпустил пять книг рассказов о сыщике-священнике: «Неведение отца Брауна» (1911 г.), «Мудрость отца Брауна» (1914 г.), «Недоверчивость отца Брауна» (1926 г.), «Тайна отца Брауна» (1927 г.), «Скандальное происшествие с отцом Брауном» (1935 г.)
Он любил и очень хорошо понимал самых разных писателей. Комментарии Честертона к новеллам Роберта Браунинга (1903 г.), монографии «Джордж Бернард Шоу» (1909 г.), «Викторианская эпоха в литературе» (1913 г.), исследования творчества У. Блейка, Ч. Диккенса, Р, Л. Стивенсона вошли в золотой фонд английской критики.
Обращение в католическую веру Честертон называет глубочайшим переворотом в своей жизни. О том, как он, человек, которому христианство когда-то казалось «поистине диким», пришёл к вере, рассказано в книге «Ортодоксия» (1908 г.). Позже Честертон написал трактаты «Святой Франциск Ассизский» (1923 г.), «Святой Фома Аквинский» (1933 г.) и книгу «Вечный человек» (1925 г.), считающуюся лучшей апологией христианства в XX столетии.
Ортодоксия (от греч. «ортодоксос» — «правоверный») — неукоснительное следование определённому учению, строгая последовательность во взглядах
Очень важно в детективных историях Честертона то, что в них отсутствует момент передачи преступника властям. Отец Браун хочет исправить оступившегося человека, а не покарать его. И часто преступник бывает либо отпущен Брауном и остаётся в ответе перед Богом, либо, когда исправить уже ничего нельзя, совершает самоубийство (ещё больший грех с точки зрения христианства). Однако нельзя сказать, что отцу Брауну свойственно только благодушие и всепрощение. В рассказе «Злой рок семьи Дарнуэй» звучат такие его слова: «..я готов сровнять с землёй все готические своды в мире, чтобы сохранить покой даже одной человеческой душе...».
В «Ортодоксии» Честертон писал, что его творческое сознание выросло из сказок и что серьёзность — не добродетель. «Человеку свойственно воспринимать себя всерьёз. Передовую статью гораздо легче сочинить, чем шутку... Легко быть тяжёлым, тяжело быть лёгким». Сказочность и лёгкость обрели силу закона в его романах. Однако именно романы вызвали наибольшее количество упрёков в адрес автора: его герои очень часто похожи на ходячие идеи и картонные фигурки. Честертон эти недостатки вполне осознавал и называл свои романы «хорошими, но испорченными сюжетами».
Апология (греч. «заступничество», «оправдание») — защита, восхваление чего-либо
Честертон, «любитель английской поэзии и трюизмов», как он сам о себе говорил, неустанно повторял читателям общеизвестные истины. Многие из них принадлежали его собственному перу, например: «Сам я никогда не относился всерьёз к себе, но я всегда всерьёз относился к своим мнениям» или «Если вы не будете красить белый столб, он скоро станет чёрным». Всю жизнь Честертон и занимался тем, что красил белый столб — сознание читателя — всеми доступными ему способами,- с помощью детективных рассказов, романов, литературной критики, поэзии и богословских трактатов.