Скандинавская литература XIX века

С древних времён литература, создававшаяся на территории Скандинавии, богата глубокими и оригинальными памятниками. Таковы «Старшая Эдца» (собрание древнеисландских поэтических сказаний о богах и героях), исландские саги, книги писателей датского и шведского Ренессанса, религиозная и придворная литература XVII—XVIII вв. Но только во второй половине XIX в. скандинавских писателей начинают читать во всём мире, а норвежцы Генрик Ибсен, Бьёрнстьерне Бьёрнсон (1832—1910) и швед Август Стриндберг оказывают серьёзнейшее влияние на европейскую драматургию.

Сцена из премьерного спектакля по пьесе Г. Ибсена «Кукольный дом». Королевский театр. Копенгаген. 1879 г.
Сцена из премьерного спектакля по пьесе Г. Ибсена «Кукольный дом». Королевский театр. Копенгаген. 1879 г.

Дания и Швеция к XIX в. имели давнюю литературную традицию, единый литературный язык, сложившуюся систему стилей. Норвегия, в которой датское господство в начале XIX в. сменилось шведским, находилась в культурной зависимости от более сильных соседей, литературный язык в ней только начал формироваться и существовал (да и до сих пор существует) в двух разных вариантах. Ещё большим провинциализмом отличалась Исландия.

Для скандинавов, как и для немцев, было очень важно представление об исключительности своих народов, они благоговейно хранили память о временах былого величия, о героях прошлого. Поэтому у них особенно долго задержался романтизм с его интересом к национальной истории. Причём одни писатели считали национальное прошлое всей Скандинавии единым, а другие искали неповторимый «дух» своего народа.

Э. Мунк. Солнце. Фреска в актовом зале университета в Осло. 1909—1911 гг.
Э. Мунк. Солнце. Фреска в актовом зале университета в Осло. 1909—1911 гг.

Романтики собирали народные предания, песни, баллады, записывали мифы и легенды, создавали поэмы по мотивам старинных легенд (самая известная — «Сага о Фритьофе» шведа Эсайаса Тегнера, 1782—1846), подражали эпосу (швед Карл Альмквист, 1793—1866), писали драмы на сюжеты из национальной истории. В произведениях Ханса Кристиана Андерсена, Ибсена (в ранний период творчества) фольклор стал языком для выражения современных идей.

В немалой степени опирается на народные предания прославившаяся на весь мир детская литература Швеции, в ней нередко рассказывается о крестьянских нравах и обычаях.

Большое влияние на скандинавскую литературу оказали идеи датского религиозного философа Сёрена Кьеркегора (1813—1855), считающегося предтечей экзистенциализма. В духе его философии написан, например, роман в стихах датчанина Фредерика Палудан-Мюллера (1809— 1876) «Adam Homo» (1841 — 1848 г.).

Во второй половине XIX в. в Скандинавию проникают все «новинки» европейской литературы: натурализм, импрессионизм, неоромантизм, символизм. Возникает разнообразная — отчасти неоромантическая, отчасти символистская — поэзия. Раньше, чем в других странах, появляются здесь писатели-женщины и большая «женская литература» (проблемы равноправия полов по сей день занимают одно из важных мест в общественной жизни Северной Европы). Тогда же закладываются основы нового художественного языка: возникают психологизм, напряжённые конфликты, желание «заглянуть за грань» реальности.

Всеевропейскую известность получил датский критик Георг Брандес (1842—1927), в 70—80-х гг. возглавивший так называемое «движение прорыва» — движение за обновление литературы. «Настоящая жизнь литературы, — говорил Брандес, — проявляется в том, что вокруг проблем возгораются горячие споры». В полном соответствии с его словами конец XIX и начало XX в. становятся эпохой дискуссий в литературе.

Скандинавские писатели XIX века




Поделиться ссылкой