Станислав Лем (родился в 1921 г.)

В 20-х гг. XX в. научная фантастика становится одним из ведущих жанров массовой литературы. С тех пор в этом жанре написано очень много, однако лишь немногим авторам удавалось удержаться в рамках «высокой» культуры. И в их числе поляк Станислав Лем.

Станислав Лем
Станислав Лем

Предшественниками современной научной фантастики были сразу не сколько жанров. Это утопия и антиутопия, т. е. облечённые в художественную форму размышления об устройстве идеального общества или, напротив, об опасных тенденциях общества современного; философская притча, воплощающая в зримые образы отвлечённые понятия; социальная сатира, «переодевающая» современные автору нравы в самые странные одежды, чтобы подчеркнуть их нелепость. Лем как будто пробуждает в современной научной фантастике память об этих жанрах: все его произведения можно воспринимать как размышления о философских или социальных проблемах, которым занимательности ради придана форма фантастических романов или рассказов. Недаром среди его произведений кроме фантастики есть и полноценные философские трактаты: «Диалоги» (1957 г.), «Summa technologiae» (1964—1974 гг.), «Философия случая» (1968 г.), «Фантастика и футурология» (1970 г.).

И вместе с тем произведения Лема — не притчи: слишком любовно и тщательно выписывает он образы будущего, слишком достоверными и «плотными» они получаются. Сюжет тоже занимает слишком много места: философская притча предпочитает рассуждать и показывать, а не рассказывать. Лем следует законам жанра, которые требуют держать читателя в постоянном напряжении: писатель-фантаст не имеет права быть скучным.

Название «Summa technologiae» напоминает об основополагающем для католичества богословском трактате — «Summa theologiae» Фомы Аквинского, только корень со значением «Бог» (по-гречески — «теос») заменён на корень слова «техника»

Из весьма обширного арсенала «фирменных» тем научной фантастики Лем выбрал тему космоса. Вообще в фантастической литературе космос изображается по-разному: либо как пространство, соизмеримое человеку — что-то вроде огромного архипелага, где можно странствовать между островами-планетами, удивляясь необычным животным, растениям и традициям, либо как нечто. Другое, человеку несоизмеримое и до конца непонятное. В «серьёзных» произведениях Лем избирает второй путь, в сатирических и юмористических — первый.

Дебютировал Лем романами «Астронавты» (1951 г.) и «Магелланово облако» (1955 г.). В «Астронавтах» он развивает тему, которая окрасила всё мироощущение 50-х — начала 60-х гг.: тему возможной гибели человечества в ядерной войне. «Вот что может случиться с нами», — говорит Лем, описывая планету, где она произошла. «Всю поверхность отлогого склона покрывали мелкие пузыри стекловидной массы, застывшей в момент кипения... На гладком фоне проступали два силуэта, заострённых кверху, словно тени в высоких капюшонах. Один сильно наклонился вперёд, словно падая, другой скорчился, как бы присев и втянув голову в плечи» — такой увидели земные астронавты Венеру. Трудно не узнать в этом описании жуткие последствия атомного взрыва в японском городе Хиросима (1945 г.), где на стенах домов остались силуэты тех, чьи тела испарились от немыслимого жара, но часть его вобрали в себя, и поэтому за ними стены оплавились чуть меньше...

А. Леонов. Солнечная корона
А. Леонов. Солнечная корона

В отличие от «Астронавтов» второй роман Лема — утопия. Автор рисует светлую картину далёкого будущего, где единое человечество, давно разрешив все социальные и экономические проблемы и построив идеальное общество, устремляется в космос, чтобы найти там братьев по разуму. Обе книги сейчас кажутся чересчур наивными, и хотя будущий мастер уже виден в отдельных, живо выписанных деталях, но его ещё слишком сковывают привычные мысли и представления.

В двух следующих романах — «Эдем» (1959 г.) и «Возвращение со звёзд» (1961 г.) — Лем предстаёт уже зрелым писателем. Радужная картина коммунистического общества сменяется в них критикой коммунистической идеи, под властью которой жила в те годы Польша.

Обложка первого издания книги С. Лема «Диалоги». 1957 г.
Обложка первого издания книги С. Лема «Диалоги». 1957 г.

«Эдем», или «рай земной», — так назвали земляне удивительную по своей красоте планету. Экспедиция, прилетевшая её исследовать, пытается установить контакт с жителями. Но результаты наблюдений оказываются странными: заводы, которые ничего не производят, вернее, перерабатывают собственную продукцию; рвы, наполненные трупами; тела аборигенов с необычными уродствами; странные поселения, похожие на концлагеря... Жители не только не идут на контакт, они отгораживаются от землян, пытаясь накрыть их корабль непроницаемым куполом. На протяжении всего романа читатель, как и герои книги, ничего не понимает. И лишь под конец приходит разгадка.

В самой основе эдемского общества — ложь: оно сознательно выдаёт себя не за то, чем является в действительности. Тот, кто осмеливается сказать правду, уничтожается. Некоторое время назад власти (о самом существовании которых запрещено даже упоминать) предприняли попытку перестроить биологическую природу жителей планеты (отсюда и изуродованные тела). Эксперимент не удался, и теперь каждого, кто заговорит о нём, ждёт кара... Земляне узнают это от местного учёного, который из жажды познания добровольно идёт на верную гибель.

Обложка первого издания романа С. Лема «Возвращение со звёзд». 1961 г.
Обложка первого издания романа С. Лема «Возвращение со звёзд». 1961 г.

Всё это было хорошо известно тем, кто жил в тоталитарном обществе, — и массовый террор, и «создание нового человека», ради которого можно уничтожать тех, кто «обновляться» не хочет, и недавнее прошлое, о котором запрещено вспоминать, и неприглядное настоящее, которое приказано считать счастливым. Этому ужасу Лем противополагает тягу человека к познанию — только стремление к Истине может быть противопоставлено обществу, живущему ложью.

В романе «Возвращение со звёзд» Лем снова затрагивает тему создания «нового человека». Здесь он ставит ещё более тонкий эксперимент: попробуем представить, что мы изменили человеческую природу во имя безусловного, вроде бы, блага — гуманности. Герой романа возвращается из космического путешествия, а на родной планете всё уже не так, как прежде (один из излюбленных фантастических сюжетов). Теперь житель Земли не способен причинить вред другому: с помощью специальной прививки каждого ещё в младенчестве лишают агрессивности. Насилие исчезло, и наступило, казалось бы, всеобщее блаженство. Но почему же не радуется герой (и читатель)? Выясняется, что после прививки исчезает и мужество, и даже тяга к звёздам, ведь в человеческой природе всё взаимосвязано. Да и добродетель, которая привита врачом, а не избрана свободно, как-то не вызывает уважения...

Обложка первого издания романа С. Лема «Кибериада». 1965 г.
Обложка первого издания романа С. Лема «Кибериада». 1965 г.

Одновременно те же мотивы Лем разрабатывал и в юмористической, игровой форме — так возникли его «Звёздные дневники Ийона Тихого» (1957—1971 гг.), за которыми последовали «Сказки роботов» (1964 г.) и «Кибериада» (1965 г.). Первая из книг — приключения этакого космического Мюнхгаузена, странствующего меж звёзд. Две другие представляют собой сказки, какие могли бы рассказывать друг другу роботы. Издевательские пародии на теорию и практику социализма сочетаются в них с остроумным использованием всевозможного фантастического антуража — петли времени, искусственного сверхразума и т. п. Так, на одной из планет, где побывал Ийон Тихий, местные жители (индиоты) вверили правление машине, чтобы она установила всеобщий порядок и гармонию. Та заявила, что лучший путь к порядку и гармонии — превратить всех индиотов в красивые разноцветные шестиугольные плитки и выложить узорами из них поверхность планеты. Перед космическим путешественником машина тоже гостеприимно распахивает дверь в преобразователь. «Я же не индиот», — отвечает он. На другой планете правитель объявил, что люди должны вернуться к образу жизни самых далёких предков, и провозгласил лозунг «орыбения». Переход к идеалу, конечно, будет плавным — просто вода начнёт потихоньку прибывать, а силы эволюции в это время постепенно приспособят человечество к дыханию жабрами...

Особое место в творчестве Лема занимает роман «Солярис» (1961 г.). Сам автор признаёт его своим лучшим произведением. Лем выступает здесь как писатель-философ, и его философия оказывается чем-то вроде попытки построить новое богословие.

На планете Солярис (лат. «солнечный») земляне находят... живой океан и начинают его исследовать. Океан как будто не обращает на них внимания — он живёт своей жизнью: в нём на какое-то время формируются некие сложные образования, которые затем исчезают. Люди их изучают и классифицируют, а о самом океане не могут сказать, в сущности, ничего.

Кадры из фильма «Солярис» по роману С. Лема. Режиссёр А. Тарковский. 1980 г.
Кадры из фильма «Солярис» по роману С. Лема. Режиссёр А. Тарковский. 1980 г.

Кельвин, герой романа, прилетает на исследовательскую станцию. К его удивлению, его никто не встречает — обитатели станции слишком заняты своими делами, а один из них недавно покончил с собой.

Постепенно Кельвин узнаёт, что к каждому из жителей приходят «гости» — образы людей, таившиеся в глубинах памяти. По странной прихоти живого океана они обретают плоть и следуют как тень (или как совесть) за тем, к кому пришли. Они живые — думают, чувствуют, плачут и любят, но всё же лишь фантомы. К Кельвину приходит женщина, которую он когда-то любил и которая покончила с собой по его вине. В первое время он (как и остальные) пытается избавиться от «гостьи», потом играет сам с собой, воображая, будто она — действительно его возлюбленная, затем начинает любить по-настоящему — уже эту, именно эту женщину. И «гостья» из проекции чужих мыслей, угрызений совести и воспоминаний всё больше становится самостоятельной личностью и начинает понимать, что она — не настоящая, что все её воспоминания — мнимые. Это слишком страшно — она не хочет жить. Один из учёных изобретает аппарат, который должен защитить их от «гостей», и возлюбленная Кельвина добровольно идёт на уничтожение — она не желает быть «понарошку».

Живой океан, придуманный Лемом, — образ многомерный. Это образ Неведомого: все попытки понять и объяснить или предугадать его поведение оказываются тщетными. По-видимому, это и образ Природы, которая позволяет человеку приоткрыть отдельные тайны мироздания, но ему никогда не удастся объяснить её целиком. Океан Лема вступает с человеком в контакт, хотя ни цель, ни способ этого контакта людям непонятны. Так океан становится как будто другим наименованием Бога, над тайнами которого бьётся человек (недаром «гости» приходят к людям через «двери» совести). Но и это не даёт однозначного понимания. Лем говорил о «Солярисе»: «Вещь, которую я ценю, хотя сам не вполне понимаю».

Мысль, которая стремится к Истине, которая бьётся на границе веры, но не переступает её из опасения солгать себе, — вот тема, ставшая одной из основных в творчестве Лема. И именно эта тема делает его одним из самых чутких к своему веку писателей, хотя и изображал он чаще век будущий, чем свой собственный.




Поделиться ссылкой