Экономические системы

Экономическую систему можно обозначить как комплекс конкретных норм и показателей, которые подчёркивают основные особенности и характерные черты экономических связей в различных отраслях (производства, распределения и потребления).

Экономические системы

Существует два основных критерия, которые дают представление об определённом типе экономической системы. Во-первых, речь идёт о форме собственности (частная, государственная или общественная). Во-вторых, критерием типа экономической системы выступают отношения (преимущественно в сфере распределения) между людьми, предприятиями и государством. В истории человечества известно несколько типов экономических систем, каждая из которых имеет свои особенности: традиционная, командная, рыночная и смешанная.

Наиболее давним из типов экономики следует назвать традиционный, который был свойствен для ранних примитивных обществ. В период неолитической революции (перехода от присваивающего хозяйства к производящему) орудия труда были очень простые, поэтому люди производили исключительно самое необходимое. Причём речь шла не столько о производстве для жизни, сколько о выживании. Распределение продовольствия между людьми происходило в соответствии с установленными в обществе порядками, на которые оказывали влияние традиции и обычаи. Продукты питания потреблялись теми, кто их, собственно, и производил. Подобное хозяйство также называется натуральным (замкнутым).

Усовершенствование обмена товарами, начавшееся в древний период (соответствующие упоминания можно найти ещё в истории Вавилона за 6-4 тыс. лет до н. э.), совпало по времени с разрушением традиционной экономической системы. Поскольку составные части традиционной экономики отошли в тень и перешли в разряд второстепенных в отношении развития экономики, с течением времени эта система перестала выполнять роль базиса в упорядочивании жизнедеятельности людей на значительной территории.

Период Нового времени дал человечеству иной способ экономической деятельности — рыночный. Данный тип экономики базируется на инициативе и деловитости производителя продукции, оценка которой осуществляется покупателем товаров и услуг. Ведь исключительно потребитель отдает предпочтение тому или иному товару либо услуге своими материальными средствами, оценивая значимость для общества вложенного в них труда. Рыночная система характеризуется тем, что регулирование производства осуществляется только товарно-денежными отношениями и конкуренцией. Вместе с тем данный способ скрывает в себе достаточно жёсткий аспект — риск разорения и потери всего, в случае если изготовленный или приобретённый товар оказался невостребованным. Рыночные условия не защищают предпринимателя, он выстраивает свою деятельность, базируясь только на собственном анализе ситуации (иначе говоря, работает на свой страх и риск).

Рыночный тип экономики отличается тем, что проблемы изготовления и сбыта продукции производители могут решать самостоятельно, в то время как образ действий производителей и покупателей позволяет определить особенности распределения ресурсов (финансовых, материальных и трудовых). Рынок выступает как комплекс способов и форм взаимоотношений между людьми, которые касаются вопросов купли-продажи товаров и услуг. Три взаимосвязанных элемента (предложение, спрос, цена) выступают главными параметрами, которые обеспечивают регулирование действий субъектов рынка. Рынок товаров регламентируется двумя законами — закон стоимости и закон спроса и предложения.

Под спросом следует понимать тот объём товара конкретного вида, который потребитель изъявляет готовность приобрести, учитывая определённый уровень цен.

Предложением называется объём продукции, который может быть предложен потребителю продавцом в определённом месте по адекватной цене.

Цену товара определяет спрос на конкретное изделие на рынке: в случае высокого спроса производитель поднимает цену и увеличивает изготовление данного товара; если спрос низкий, соответственно, снижается стоимость, и производство конкретной продукции урезается. Возможные покупатели посещают рынок с лимитированными финансами, которые они могут потратить на приобретение нужного им товара, и постоянно стремятся купить его как можно дешевле, производитель же, напротив, стремится реализовать товар по более высокой цене. В связи с этим на рынке вырабатывается две цены:

  • цена спроса — наивысшая цена, за которую потребитель согласен приобрести определённый товар;
  • цена предложения — минимальная стоимость, по которой производитель желает реализовать продукцию.

Формируемая рыночная цена, то есть та стоимость, когда величина спроса совпадает с объёмом предложения, не должна быть ниже, чем цена предложения (в противном случае продавец элементарно разорится) и не может превышать цену спроса (это приведёт к ситуации, когда потребитель будет не в состоянии приобрести предлагаемую продукцию). В действительности же рыночная цена пребывает в интервале этих двух величин, что служит стимулом для производителей стремиться к снижению затрат на изготовление продукции. Это, в свою очередь, стимулирует усовершенствование производительности труда, введение в оборот технических новинок, содействует распределению ресурсов для производства товаров со стабильным или повышенным спросом. Таким образом, в условиях рынка регулирование механизма производства и обмена товаров происходит благодаря цене, спросу и предложению.

Подобные процессы характерны и для других рынков, например для рынка рабочей силы, на котором потребность в специалистах конкретных профессий определяет их заработную плату (если высокий спрос и недостаточное предложение, соответственно, цена на рабочую силу возрастает).

Основным и бесспорным достоинством рынка следует назвать предлагаемую им свободу для производителя и покупателя: ведь они сами выбирают, что производить и что покупать, и при этом вся ответственность за выбор лежит полностью на них. В данном случае на людей никто не оказывает никакого давления и они не находятся в строго лимитированной системе. В рыночных условиях исключительно производитель принимает решение, какие виды продукции и каким образом необходимо изготовлять. В случае проигрыша все последствия несёт производитель, поскольку его оценка ситуации на рынке была неверной.

Рыночный тип экономики характеризуется рядом изъянов: значительная вероятность банкротства; рынок во многих случаях равнодушен к целому ряду социальных проблем — безработице, падению уровня жизни, то есть к тому, что не обеспечивает прибыли.

Стремление избежать слабых сторон рыночной экономики поспособствовало появлению в XX в. другого типа экономической системы — командного, или планового. Главными характерными чертами командной экономики являются: производство продукции согласно заблаговременно разработанному государственному плану, а также отсутствие независимости производителей в сферах изготовления и распределения товаров. Принятие соответствующих решений находится в ведении центральных государственных органов, поскольку командный тип экономики предусматривает управление хозяйственной жизнью общества из одного центра. Руководство производством претворяется в жизнь по указаниям центра: производителям устанавливаются объёмы и номенклатура продукции, а кроме того, направления сбыта и стоимость продукции. Данная ситуация приводит к полному лишению самостоятельности производителей и поставщиков разнообразных товаров или услуг. Подобный тип экономики отличается необходимостью предварительной оценки и учёта центром общественных потребностей, наличных ресурсов, составления на базе этого концепции развития экономики на конкретное время, доведения определённых задач до каждого изготовителя и строгого контроля за их выполнением.

Командный тип экономики может привести к отдельным позитивным результатам в чрезвычайных обстоятельствах, например, в годы Великой Отечественной войны центральные органы предельно жёсткими средствами мобилизовали рабочую силу на достижение поставленных целей.

Командно-плановая экономика позволяет добиться по большей части полной занятости, сравнительно устойчивых цен, примерно равного (в большинстве случаев низкого) уровня зарплаты. Однако пассивность и отсутствие инициативы у работников приводят к ухудшению эффективности производства, к запаздыванию в степени развития технологий, поскольку чрезвычайно сложно (а порой и невозможно) добиваться научно-технического прогресса и совершенствовать производство, если отсутствует инициатива снизу. Плановый тип хозяйствования приводит, как правило, к дефициту практически всего, а то, что есть в наличии, раздаётся по карточкам, причём занимающие более высокое положение в социальной иерархии получают больше благ, чем находящиеся в ней ниже.

Рыночной или же командной экономической системы в чистом виде не существует. Командно-плановая система Советского Союза содержала в себе единичные элементы рынка. В то же время рыночные системы также характеризуются частичным планированием и централизацией. Основным различием выступает уровень вмешательства государства в экономическую жизнь общества. В случае с командной системой осуществляется всеобъемлющее огосударствление экономики, в рыночном типе экономики государство является одним из наиболее активных и мощных участников экономических отношений. Подобное развитие ситуации приводит к необходимости говорить о смешанной экономической системе, особенно это касается современных развитых стран.

Смешанный тип экономической системы подразумевает наличие рыночной экономики, в рамках которой государство берёт на себя роль не только рефери (обеспечивая правопорядок, гарантируя контракты и т. д.), но также становится собственником и энергично участвует в экономической жизни. В данном случае происходит сосуществование рыночных импульсов и государственной регламентации экономики.

В первую очередь важно подчеркнуть наличие государственного сектора в экономической системе. К примеру, в России государственные унитарные предприятия поставляют существенную часть необходимой для общества продукции, способствуют стабилизации рынка, в связи с чем ощущают меньше зависимости от экономической конъюнктуры. Вместе с тем основная роль государства в экономике относится к её регулированию, поскольку не кто иной, как государство обозначает принципы деятельности в экономической сфере, принимает необходимые законы и контролирует их выполнение всеми без исключения участниками рынка. Среди главных функций государственного регламентирования необходимо выделить: проектирование, субсидирование, контроль, налогообложение, кредитование и т. д.

Роль государства в хозяйственной жизни очень часто повышается в связи с экономическими трудностями, особенно когда ситуация значительно ухудшается по причине роста цен, что приводит к отставанию от них зарплат, растёт число обнищавших членов общества и т. п. В этот момент среди общественного мнения становятся популярными требования, обращённые к государству, взять руководство экономикой в государственные руки.

В ситуации, когда основные рыночные механизмы не дают в полной мере результатов, ухудшается положение практически всех групп населения: и предпринимателей, и наёмных работников, и служащих бюджетного сектора, и государства в целом. Поскольку государство не получает налоги в необходимом объёме (а это основной источник пополнения бюджета), многие категории населения остаются без зарплаты. Это, в свою очередь, вынуждает государство к вмешательству в хозяйственные дела многих предприятий. В случае же исправного действия рынка и его механизмов экономическая ситуация становится благоприятной, что оказывает влияние на объём поступления налогов в государственную казну. В данных условиях государство пытается реализовать бюджет, который учитывает потребности многих групп населения.

В целом появление смешанного типа экономической системы является результатом длительного развития рыночных отношений. Именно поэтому пропорции рыночных механизмов и государственного руководства в такой экономике обусловливаются степенью развития производительных сил, историческими обстоятельствами, политической структурой общества.

Основные понятия

  • Экономическая система — комплекс определённых правил и параметров, возникший в процессе исторического развития, определяющий суть и вид наиболее значимых экономических связей в сферах производства, распределения и потребления.
  • Рыночная экономика — экономическая система, в которой механизм распределения трудовых и финансовых ресурсов целиком определяется решениями исключительно производителей и покупателей.
  • Традиционная экономика — экономическая система, базисом экономической деятельности которой служат традиции конкретного общества, а земля и капитал находятся в корпоративной или государственной собственности.
  • Смешанная экономика — экономическая система, в которой превалируют частная собственность на землю и капитал, вместе с тем собственником значительной доли ресурсов выступает государство.

Вопрос для самопроверки

Каковы основные критерии выделения типов экономических систем?

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Государство З. характеризуется свободной системой приобретения и реализации основных ресурсов производства. Кроме того, параллельно с государственной собственностью существуют частная и другие виды собственности. Определите, какой тип экономической системы присущ государству З.

  1. административный
  2. командный
  3. традиционный
  4. рыночный

Ответ. 4.

Запишите цифры, под которыми указаны основные типы экономических систем.

  1. харизматический
  2. рыночный
  3. традиционный
  4. плановый
  5. интимный

Ответ. 234.




Поделиться ссылкой