Экономическую систему можно обозначить как комплекс конкретных норм и показателей, которые подчёркивают основные особенности и характерные черты экономических связей в различных отраслях (производства, распределения и потребления).
Существует два основных критерия, которые дают представление об определённом типе экономической системы. Во-первых, речь идёт о форме собственности (частная, государственная или общественная). Во-вторых, критерием типа экономической системы выступают отношения (преимущественно в сфере распределения) между людьми, предприятиями и государством. В истории человечества известно несколько типов экономических систем, каждая из которых имеет свои особенности: традиционная, командная, рыночная и смешанная.
Наиболее давним из типов экономики следует назвать традиционный, который был свойствен для ранних примитивных обществ. В период неолитической революции (перехода от присваивающего хозяйства к производящему) орудия труда были очень простые, поэтому люди производили исключительно самое необходимое. Причём речь шла не столько о производстве для жизни, сколько о выживании. Распределение продовольствия между людьми происходило в соответствии с установленными в обществе порядками, на которые оказывали влияние традиции и обычаи. Продукты питания потреблялись теми, кто их, собственно, и производил. Подобное хозяйство также называется натуральным (замкнутым).
Усовершенствование обмена товарами, начавшееся в древний период (соответствующие упоминания можно найти ещё в истории Вавилона за 6-4 тыс. лет до н. э.), совпало по времени с разрушением традиционной экономической системы. Поскольку составные части традиционной экономики отошли в тень и перешли в разряд второстепенных в отношении развития экономики, с течением времени эта система перестала выполнять роль базиса в упорядочивании жизнедеятельности людей на значительной территории.
Период Нового времени дал человечеству иной способ экономической деятельности — рыночный. Данный тип экономики базируется на инициативе и деловитости производителя продукции, оценка которой осуществляется покупателем товаров и услуг. Ведь исключительно потребитель отдает предпочтение тому или иному товару либо услуге своими материальными средствами, оценивая значимость для общества вложенного в них труда. Рыночная система характеризуется тем, что регулирование производства осуществляется только товарно-денежными отношениями и конкуренцией. Вместе с тем данный способ скрывает в себе достаточно жёсткий аспект — риск разорения и потери всего, в случае если изготовленный или приобретённый товар оказался невостребованным. Рыночные условия не защищают предпринимателя, он выстраивает свою деятельность, базируясь только на собственном анализе ситуации (иначе говоря, работает на свой страх и риск).
Рыночный тип экономики отличается тем, что проблемы изготовления и сбыта продукции производители могут решать самостоятельно, в то время как образ действий производителей и покупателей позволяет определить особенности распределения ресурсов (финансовых, материальных и трудовых). Рынок выступает как комплекс способов и форм взаимоотношений между людьми, которые касаются вопросов купли-продажи товаров и услуг. Три взаимосвязанных элемента (предложение, спрос, цена) выступают главными параметрами, которые обеспечивают регулирование действий субъектов рынка. Рынок товаров регламентируется двумя законами — закон стоимости и закон спроса и предложения.
Под спросом следует понимать тот объём товара конкретного вида, который потребитель изъявляет готовность приобрести, учитывая определённый уровень цен.
Предложением называется объём продукции, который может быть предложен потребителю продавцом в определённом месте по адекватной цене.
Цену товара определяет спрос на конкретное изделие на рынке: в случае высокого спроса производитель поднимает цену и увеличивает изготовление данного товара; если спрос низкий, соответственно, снижается стоимость, и производство конкретной продукции урезается. Возможные покупатели посещают рынок с лимитированными финансами, которые они могут потратить на приобретение нужного им товара, и постоянно стремятся купить его как можно дешевле, производитель же, напротив, стремится реализовать товар по более высокой цене. В связи с этим на рынке вырабатывается две цены:
Формируемая рыночная цена, то есть та стоимость, когда величина спроса совпадает с объёмом предложения, не должна быть ниже, чем цена предложения (в противном случае продавец элементарно разорится) и не может превышать цену спроса (это приведёт к ситуации, когда потребитель будет не в состоянии приобрести предлагаемую продукцию). В действительности же рыночная цена пребывает в интервале этих двух величин, что служит стимулом для производителей стремиться к снижению затрат на изготовление продукции. Это, в свою очередь, стимулирует усовершенствование производительности труда, введение в оборот технических новинок, содействует распределению ресурсов для производства товаров со стабильным или повышенным спросом. Таким образом, в условиях рынка регулирование механизма производства и обмена товаров происходит благодаря цене, спросу и предложению.
Подобные процессы характерны и для других рынков, например для рынка рабочей силы, на котором потребность в специалистах конкретных профессий определяет их заработную плату (если высокий спрос и недостаточное предложение, соответственно, цена на рабочую силу возрастает).
Основным и бесспорным достоинством рынка следует назвать предлагаемую им свободу для производителя и покупателя: ведь они сами выбирают, что производить и что покупать, и при этом вся ответственность за выбор лежит полностью на них. В данном случае на людей никто не оказывает никакого давления и они не находятся в строго лимитированной системе. В рыночных условиях исключительно производитель принимает решение, какие виды продукции и каким образом необходимо изготовлять. В случае проигрыша все последствия несёт производитель, поскольку его оценка ситуации на рынке была неверной.
Рыночный тип экономики характеризуется рядом изъянов: значительная вероятность банкротства; рынок во многих случаях равнодушен к целому ряду социальных проблем — безработице, падению уровня жизни, то есть к тому, что не обеспечивает прибыли.
Стремление избежать слабых сторон рыночной экономики поспособствовало появлению в XX в. другого типа экономической системы — командного, или планового. Главными характерными чертами командной экономики являются: производство продукции согласно заблаговременно разработанному государственному плану, а также отсутствие независимости производителей в сферах изготовления и распределения товаров. Принятие соответствующих решений находится в ведении центральных государственных органов, поскольку командный тип экономики предусматривает управление хозяйственной жизнью общества из одного центра. Руководство производством претворяется в жизнь по указаниям центра: производителям устанавливаются объёмы и номенклатура продукции, а кроме того, направления сбыта и стоимость продукции. Данная ситуация приводит к полному лишению самостоятельности производителей и поставщиков разнообразных товаров или услуг. Подобный тип экономики отличается необходимостью предварительной оценки и учёта центром общественных потребностей, наличных ресурсов, составления на базе этого концепции развития экономики на конкретное время, доведения определённых задач до каждого изготовителя и строгого контроля за их выполнением.
Командный тип экономики может привести к отдельным позитивным результатам в чрезвычайных обстоятельствах, например, в годы Великой Отечественной войны центральные органы предельно жёсткими средствами мобилизовали рабочую силу на достижение поставленных целей.
Командно-плановая экономика позволяет добиться по большей части полной занятости, сравнительно устойчивых цен, примерно равного (в большинстве случаев низкого) уровня зарплаты. Однако пассивность и отсутствие инициативы у работников приводят к ухудшению эффективности производства, к запаздыванию в степени развития технологий, поскольку чрезвычайно сложно (а порой и невозможно) добиваться научно-технического прогресса и совершенствовать производство, если отсутствует инициатива снизу. Плановый тип хозяйствования приводит, как правило, к дефициту практически всего, а то, что есть в наличии, раздаётся по карточкам, причём занимающие более высокое положение в социальной иерархии получают больше благ, чем находящиеся в ней ниже.
Рыночной или же командной экономической системы в чистом виде не существует. Командно-плановая система Советского Союза содержала в себе единичные элементы рынка. В то же время рыночные системы также характеризуются частичным планированием и централизацией. Основным различием выступает уровень вмешательства государства в экономическую жизнь общества. В случае с командной системой осуществляется всеобъемлющее огосударствление экономики, в рыночном типе экономики государство является одним из наиболее активных и мощных участников экономических отношений. Подобное развитие ситуации приводит к необходимости говорить о смешанной экономической системе, особенно это касается современных развитых стран.
Смешанный тип экономической системы подразумевает наличие рыночной экономики, в рамках которой государство берёт на себя роль не только рефери (обеспечивая правопорядок, гарантируя контракты и т. д.), но также становится собственником и энергично участвует в экономической жизни. В данном случае происходит сосуществование рыночных импульсов и государственной регламентации экономики.
В первую очередь важно подчеркнуть наличие государственного сектора в экономической системе. К примеру, в России государственные унитарные предприятия поставляют существенную часть необходимой для общества продукции, способствуют стабилизации рынка, в связи с чем ощущают меньше зависимости от экономической конъюнктуры. Вместе с тем основная роль государства в экономике относится к её регулированию, поскольку не кто иной, как государство обозначает принципы деятельности в экономической сфере, принимает необходимые законы и контролирует их выполнение всеми без исключения участниками рынка. Среди главных функций государственного регламентирования необходимо выделить: проектирование, субсидирование, контроль, налогообложение, кредитование и т. д.
Роль государства в хозяйственной жизни очень часто повышается в связи с экономическими трудностями, особенно когда ситуация значительно ухудшается по причине роста цен, что приводит к отставанию от них зарплат, растёт число обнищавших членов общества и т. п. В этот момент среди общественного мнения становятся популярными требования, обращённые к государству, взять руководство экономикой в государственные руки.
В ситуации, когда основные рыночные механизмы не дают в полной мере результатов, ухудшается положение практически всех групп населения: и предпринимателей, и наёмных работников, и служащих бюджетного сектора, и государства в целом. Поскольку государство не получает налоги в необходимом объёме (а это основной источник пополнения бюджета), многие категории населения остаются без зарплаты. Это, в свою очередь, вынуждает государство к вмешательству в хозяйственные дела многих предприятий. В случае же исправного действия рынка и его механизмов экономическая ситуация становится благоприятной, что оказывает влияние на объём поступления налогов в государственную казну. В данных условиях государство пытается реализовать бюджет, который учитывает потребности многих групп населения.
В целом появление смешанного типа экономической системы является результатом длительного развития рыночных отношений. Именно поэтому пропорции рыночных механизмов и государственного руководства в такой экономике обусловливаются степенью развития производительных сил, историческими обстоятельствами, политической структурой общества.
Ответ. 4.
Ответ. 234.