Налоги, их виды и функции

Налоги имеют чрезвычайно давнюю историю, насчитывающую уже более пяти тысяч лет, прошли путь от первых жертвоприношений и повинностей принудительного характера до сегодняшних сборов. Они выступают основным средством трат государства в процессе выполнения им своих функций и задач, то есть государство содержится за счёт налогоплательщиков.

Налоги

Налогами обычно называют общеобязательные взимания с членов общества и всех без исключения предприятий в пользу государства. При этом введение налогов происходит законодательным путём, а все процессы, которые связаны с определением порядка их взимания, величиной ставок, количеством, традиционно называются налоговой политикой.

Налоги выполняют ряд существенных функций, среди которых часто выделяют регулирующую, стимулирующую, фискальную и перераспределительную функции. Регулирующая функция заключается в урегулировании условий экономических процессов путём изменения ставок налогов, условий налогового обложения, введения определённых льгот или штрафов. Стимулирующая функция означает то, что посредством налогов государство содействует выгодным и необходимым для общества экономическим процессам, в то же время с помощью налогов подавляет те из них, которые не являются общественно полезными. Особенность перераспределительной функции состоит в том, что благодаря государственному бюджету осуществляется перераспределение налогов (то есть финансовых средств), поступающих от плательщиков, между нуждающимися группами населения (малообеспеченные семьи, пенсионеры и пр.). То есть данная функция имеет во многом социальный характер. И, наконец, фискальная, касающаяся интересов казны. Суть состоит в том, что собираемые налоги используются для покрытия расходов на государственный аппарат, оборону, а также другие сферы, не приносящие своих доходов (в эту категорию попадают библиотеки, архивы и т. д.).

Устанавливание каждого налога считается завершённым, лишь когда окончательно определяются его главные составляющие, среди которых нужно обозначить объект и субъект налога, источник взимаемого налога, единицу налогообложения, ставку налога, налоговые льготы.

Налоги

Существует несколько критериев, позволяющих классифицировать налоги. Одним из таких оснований служит объект налогообложения, в соответствии с которым выделяются прямые и косвенные налоги. Особенностью прямых налогов является тот факт, что устанавливаются они непосредственно на имущество или доход человека и при этом делятся на личные и реальные. Реальные налоги характеризуются тем, что взимание происходит с конкретных видов имущества (можно выделить промысловый или поземельный налоги); за основу налогообложения берётся средняя доходность определённого имущества. Личные налоги отличаются тем, что данный вид налогов накладывается на доходы или имущество и взимается с источника дохода (среди таких налогов нужно отметить налог на прибыль и подоходный налог).

Косвенные налоги являются налогами на определённые товары и услуги, которые уплачиваются в стоимости товара или включаются в тариф. Эти налоги также подразделяются на несколько типов:

  • налог на добавленную стоимость (или монопольный фискальный налог);
  • акцизы или надбавки к стоимости на конкретные виды товаров;
  • таможенные пошлины (как экспортные, так и импортные).

Полученные от непосредственных плательщиков налоговые

суммы при реализации подобной продукции или услуги переводятся в государственный бюджет тем индивидом, который осуществил их реализацию.

Используя в качестве критерия направление использования налогов, исследователи разделяют весь объём налогов на несколько групп. В первую очередь стоит упомянуть общие налоги, поступающие непосредственно в государственный бюджет, которые расходуются на усмотрение государства. Следующую группу составляют специальные налоги, которые направляются решением государства исключительно на заблаговременно выбранные цели. Кроме того, исходя из особенностей взимающего и распоряжающегося налогами органа государства, как правило, выделяют налоги местные, республиканские (субъектов федерации) и федеральные налоги.

Ещё одним существенным критерием выступает способ налогообложения, в соответствии с которым налоги делятся на регрессивные, прогрессивные и пропорциональные. В случае если ставка налога растёт вместе с ростом облагаемой базы, то можно сделать вывод о прогрессивном характере сборов. В противоположной ситуации подобный характер будет уже регрессивным. Ситуация, когда налоговая ставка остаётся неизменной при любой облагаемой базе, позволяет говорить о пропорциональном характере налога.

С точки зрения некоторых экономистов прогрессивность и регрессивность налогов основывается не на отношении к величине облагаемой налогом базы, а на отношении к доходам членов общества. Отсюда, прогрессивным считается налог со средней ставкой, повышающейся с ростом доходов плательщика налогов. При регрессивном налоге данная средняя ставка уменьшается с ростом доходов налогоплательщика, в то время как характерной чертой пропорционального налога является постоянная средняя ставка. К примеру, многие специалисты рассматривают косвенные налоги в качестве регрессивных, поскольку, приобретя одинаковый товар, обеспеченные и малообеспеченные налогоплательщики заплатят фактически одинаковый налог, однако доля подобного налога будет большей для малообеспеченных. В связи с этим увеличение количества косвенных налогов приводит к повышению уровня регрессивности налоговой системы в целом.

Комплекс налогов и сборов, которые взимаются государством, способы и методы их формирования являются составляющими налоговой системы. В большинстве случаев она представлена в виде определённого ядра с добавлением целевых и специальных налогов. Основу (или ядро) составляют самые крупные налоги на определённые объекты, выражающие итоговые результаты производственно-хозяйственной деятельности. Именно данный компонент создаёт основную массу финансовых доходов государства. Специальные налоги служат дополнением к основным возможностям ядра налоговой системы, с учётом существования различных вторичных объектов, обеспечивающих доход.

Эффективная деятельность конкретной налоговой системы может быть обеспечена при соблюдении четырёх главных принципов налогообложения:

  1. Принцип справедливости, предусматривающий тотальность обложения и равномерный характер распределения налогов среди граждан с учётом размеров их доходов.
  2. Принцип определённости, который заключается в том, что основные параметры налоговых платежей (сумма, время и способ уплаты) должны быть сообщены плательщику налогов предельно ясно, точно и заблаговременно.
  3. Принцип удобства — взимание налогов должно происходить в удобное время и удобным для плательщика способом.
  4. Принцип экономии, подразумевающий уменьшение расходов при взимании налогов.

Основные понятия

  • Налоги — общеобязательные суммы в установленном размере, со строго определёнными действующим законодательством порядком и условиями уплаты, которые взимаются государством в бюджет с физических и юридических лиц.
  • Субъект налога (налогоплательщик) — определённое лицо (физическое или юридическое), обязанное платить налоги согласно действующему законодательству.
  • Объект налога — конкретный предмет (имущество, доход) или товар, подлежащий налоговому обложению.
  • Налоговые льготы — безоговорочное или фрагментарное освобождение плательщика от налогов, происходящее на основе существующего законодательства.

Вопрос для самопроверки

Какую роль, по вашему мнению, играют налоги в экономической жизни общества?

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Какие из перечисленных налогов не являются косвенными? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. налог на добавленную стоимость
  2. акциз
  3. подоходный налог
  4. таможенные пошлины

Ответ. 3.

Что из перечисленного ниже относится к основным принципам взимания налогов? Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. принцип определённости
  2. принцип затратности
  3. принцип удобства
  4. принцип справедливости
  5. принцип приоритетности
  6. принцип необязательности

Ответ. 134.




Поделиться ссылкой