Налоги имеют чрезвычайно давнюю историю, насчитывающую уже более пяти тысяч лет, прошли путь от первых жертвоприношений и повинностей принудительного характера до сегодняшних сборов. Они выступают основным средством трат государства в процессе выполнения им своих функций и задач, то есть государство содержится за счёт налогоплательщиков.
Налогами обычно называют общеобязательные взимания с членов общества и всех без исключения предприятий в пользу государства. При этом введение налогов происходит законодательным путём, а все процессы, которые связаны с определением порядка их взимания, величиной ставок, количеством, традиционно называются налоговой политикой.
Налоги выполняют ряд существенных функций, среди которых часто выделяют регулирующую, стимулирующую, фискальную и перераспределительную функции. Регулирующая функция заключается в урегулировании условий экономических процессов путём изменения ставок налогов, условий налогового обложения, введения определённых льгот или штрафов. Стимулирующая функция означает то, что посредством налогов государство содействует выгодным и необходимым для общества экономическим процессам, в то же время с помощью налогов подавляет те из них, которые не являются общественно полезными. Особенность перераспределительной функции состоит в том, что благодаря государственному бюджету осуществляется перераспределение налогов (то есть финансовых средств), поступающих от плательщиков, между нуждающимися группами населения (малообеспеченные семьи, пенсионеры и пр.). То есть данная функция имеет во многом социальный характер. И, наконец, фискальная, касающаяся интересов казны. Суть состоит в том, что собираемые налоги используются для покрытия расходов на государственный аппарат, оборону, а также другие сферы, не приносящие своих доходов (в эту категорию попадают библиотеки, архивы и т. д.).
Устанавливание каждого налога считается завершённым, лишь когда окончательно определяются его главные составляющие, среди которых нужно обозначить объект и субъект налога, источник взимаемого налога, единицу налогообложения, ставку налога, налоговые льготы.
Существует несколько критериев, позволяющих классифицировать налоги. Одним из таких оснований служит объект налогообложения, в соответствии с которым выделяются прямые и косвенные налоги. Особенностью прямых налогов является тот факт, что устанавливаются они непосредственно на имущество или доход человека и при этом делятся на личные и реальные. Реальные налоги характеризуются тем, что взимание происходит с конкретных видов имущества (можно выделить промысловый или поземельный налоги); за основу налогообложения берётся средняя доходность определённого имущества. Личные налоги отличаются тем, что данный вид налогов накладывается на доходы или имущество и взимается с источника дохода (среди таких налогов нужно отметить налог на прибыль и подоходный налог).
Косвенные налоги являются налогами на определённые товары и услуги, которые уплачиваются в стоимости товара или включаются в тариф. Эти налоги также подразделяются на несколько типов:
Полученные от непосредственных плательщиков налоговые
суммы при реализации подобной продукции или услуги переводятся в государственный бюджет тем индивидом, который осуществил их реализацию.
Используя в качестве критерия направление использования налогов, исследователи разделяют весь объём налогов на несколько групп. В первую очередь стоит упомянуть общие налоги, поступающие непосредственно в государственный бюджет, которые расходуются на усмотрение государства. Следующую группу составляют специальные налоги, которые направляются решением государства исключительно на заблаговременно выбранные цели. Кроме того, исходя из особенностей взимающего и распоряжающегося налогами органа государства, как правило, выделяют налоги местные, республиканские (субъектов федерации) и федеральные налоги.
Ещё одним существенным критерием выступает способ налогообложения, в соответствии с которым налоги делятся на регрессивные, прогрессивные и пропорциональные. В случае если ставка налога растёт вместе с ростом облагаемой базы, то можно сделать вывод о прогрессивном характере сборов. В противоположной ситуации подобный характер будет уже регрессивным. Ситуация, когда налоговая ставка остаётся неизменной при любой облагаемой базе, позволяет говорить о пропорциональном характере налога.
С точки зрения некоторых экономистов прогрессивность и регрессивность налогов основывается не на отношении к величине облагаемой налогом базы, а на отношении к доходам членов общества. Отсюда, прогрессивным считается налог со средней ставкой, повышающейся с ростом доходов плательщика налогов. При регрессивном налоге данная средняя ставка уменьшается с ростом доходов налогоплательщика, в то время как характерной чертой пропорционального налога является постоянная средняя ставка. К примеру, многие специалисты рассматривают косвенные налоги в качестве регрессивных, поскольку, приобретя одинаковый товар, обеспеченные и малообеспеченные налогоплательщики заплатят фактически одинаковый налог, однако доля подобного налога будет большей для малообеспеченных. В связи с этим увеличение количества косвенных налогов приводит к повышению уровня регрессивности налоговой системы в целом.
Комплекс налогов и сборов, которые взимаются государством, способы и методы их формирования являются составляющими налоговой системы. В большинстве случаев она представлена в виде определённого ядра с добавлением целевых и специальных налогов. Основу (или ядро) составляют самые крупные налоги на определённые объекты, выражающие итоговые результаты производственно-хозяйственной деятельности. Именно данный компонент создаёт основную массу финансовых доходов государства. Специальные налоги служат дополнением к основным возможностям ядра налоговой системы, с учётом существования различных вторичных объектов, обеспечивающих доход.
Эффективная деятельность конкретной налоговой системы может быть обеспечена при соблюдении четырёх главных принципов налогообложения:
Ответ. 3.
Ответ. 134.