Тайны дворца Царицыно

Московские дворцы и усадьбы надежно хранят множество нераскрытых тайн. Их стены были очевидцами заговоров, убийств, рождения детей, брачных и финансовых союзов. Они помнят, где зарыты клады, куда спрятаны свидетельства преступлений; беседы, песни, смех, слезы — одним словом, все то, из чего складывались история страны, города и сотни людских жизней.

Одним из самых загадочных мест в Москве считается сравнительно недавно отреставрированное и достроенное Царицыно. О странностях этого дворцово-паркового ансамбля ведут разговоры не только историки и любители всего аномального, но и геологи, инженеры и даже электрики.

План имения Чёрная грязь. 1775
План имения Чёрная грязь. 1775

На земле бывшей деревни Чёрные Грязи чаще, чем в любом другом месте на юге Москвы, происходят техногенные аварии. Рядом со станцией метро «Царицыно» периодически случаются пожары. В феврале 2008 года в самом музейном комплексе вспыхнул пожар в одном из красивейших исторических зданий — оранжерее. Осенью этого же года сотрудники МЧС выезжали тушить рынок, кафе, и даже вагон электрички, который неожиданно загорелся на подъезде к станции. Там также постоянно случаются короткие замыкания, оседание грунта, словно кто-то не хочет оставить Царицыно в покое.

В истории дворцового комплекса, построенного на месте деревни Чёрные Грязи, происходило такое количество загадочных событий, что иногда кажется, будто нарядные, цвета закатного солнца строения притягивают удивительные явления как магниты, тем самым то ли хотят что-то сказать, то ли предупредить о чем-то.

Период истории места с XI– XIII веков (к этому времени относят царицынские курганы с захоронениями вятичей) и до XVII столетия практически не изучен. Известно, что при Годуновых это была пустошь под названием Чёрная Грязь. В конце XVI века пустошь Черногрязская считалась приписанной к дворцовому селу Коломенское. Была ли заселена данная территория до XVII века, достоверных сведений нет. Однако во многих источниках можно встретить упоминания о находящихся здесь древних языческих капищах и захоронениях, а они являются свидетельством того, что на этом месте селились и долго жили люди.

Все началось еще с деревни, до строительства дворцового комплекса. Первый ее владелец, Семён Стрешнев, скончался, не оставив наследников. Печальна судьба и следующего хозяина, Алексея Голицына, род которого неожиданно прервался. Пётр I пожаловал землю, на которой находилось село, вместе с соседним Булатниковым и землями в других губерниях своему союзнику, молдавскому господарю Дмитрию Константиновичу Кантемиру.

Словно черная метка, переходя от одной родовитой семьи к другой, село несло несчастья своим хозяевам. Со временем Чёрные Грязи опустели, а земли начали использовать под захоронения.

В 1773 году на месте села появилась деревня, прозванная Баженовкой. По указанию дворцового архитектора Василия Баженова, который выполнял приказ Екатерины II, сюда привозили крестьян для строительства дворцового комплекса. Императрица, по одной из легенд, прослышала, что в этих местах есть целебные грязи, очень полезные для лечения болезни костей, которой она страдала.

Когда началось строительство дворцового комплекса, в возрожденном селе стали происходить невероятные события. Жители часто видели странных, покрытых черной шерстью существ, которые, за видев людей, убегали в лес. Они не были похожи ни на одно известное крестьянам животное (по словам охранников Останкинской телебашни, такие же необычные посетители появляются в ее коридорах). Пропали несколько крестьянок — они исчезли на глазах у своих товарок, буквально растаяв в воздухе, в чем тоже обвинили непрошеных гостей.

Крестьяне грешили на нечистую силу, которую потревожили, разбив вокруг дворцового комплекса парк, в подтверждение тому мохнатых зверьков чаще всего видели около двух декоративных мостиков, строившихся в парковой зоне. Слухи о разбушевавшейся нечистой силе дошли до Петербурга, и оттуда приехал специальный чиновник, инспектор по сложным делам. Он успокоил работавших на строительстве крестьян, говоря, что никакой нечистой силы нет. Но за несколько дней до отъезда инспектор с криками выбежал из леса и спешно велел закладывать карету в Петербург. Однако императрица слухам не поверила, и строительство продолжилось. Вскоре крестьяне смирились со странными соседями, тем более что нечисть, похоже, окончательно сфокусировала свой гнев на декоративных мостиках, отламывая перила и выбивая камни.

Достроить дворцовый комплекс никак не удавалось: то пожар, то обрушение крыши. Ходили слухи, что над Царицыно тяготеет не одно, а сразу несколько проклятий, они и не дают никому довести начатое до конца. По легенде, при осмотре дворца Екатерина II не обнаружила ни одного туалета. Ее решение было ошеломляющим: разобрать резиденцию до основания и возвести новое здание, поручив проект другому архитектору. По иным сохранившимся письменным свидетельствам, императрице не понравились слишком низкие, давящие своды и маленькие, совершенно непохожие на дворцовые комнаты. Она велела разобрать крыши и некоторые внутренние стены дворцовых строений. Еще одной причиной переделки могло быть обилие масонских знаков, которыми Баженов украсил здания, а также то, что во время работ он постоянно не вкладывался в установленную смету. Сейчас сложно сказать, какая из версий верная.

Вид усадьбы Царицыно. В. Ф. Аммон. 1835
Вид усадьбы Царицыно. В. Ф. Аммон. 1835. Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева, Москва

Перестроить комплекс было поручено талантливому архитектору Матвею Казакову. Ни один правитель еще не позволял себе такую расточительность — разрушить полностью готовый ансамбль, а на его месте возвести новый. В результате Казаков перестроил только главный дворец, все остальные здания остались нетронутыми.

Можно сказать, что к списку проклятий, которые висят над Царицыно, добавилось еще одно — посланное Баженовым, который, по признанию некоторых историков, является самым выдающимся архитектором нереализованных проектов.

В 1803 году Александр I открыл Царицыно для летних загородных гуляний. Спустя несколько десятилетий недалеко от дворцового комплекса началось строительство дач. Местность, которая царствующим особам показалась непригодной для проживания, постепенно заселялась московским чиновничеством, а также творческой интеллигенцией (остались воспоминания Ивана Бунина о том, как в чудесном Царицыно он познакомился с племянницей Сергея Андреевича Муромцева, Верой Николаевной Муромцевой, которая в 1906 году стала его гражданской женой). Казаковский дворец и баженовские постройки достраивают, перестраивают, в результате они так и остаются незавершенными…

Главный дворцовый комплекс Царицыно превратился в романтические развалины, которые привлекают творческие души своей печальной красотой и запустением. После революции там поселился пролетариат. В хлебном доме учредили коммуналки — чуть больше 30 м на семью. Печное отопление, удобства во дворе, за водой нужно идти к колонке — условия далеко не царские. Случались ли какие-либо особенные истории именно на этом участке земли в то время, история умалчивает. Зато известно, что совсем рядом располагались огороды обитателей царицынских коммуналок — прямо на большой поляне за дворцом. В голодные послевоенные годы они помогли местным людям прокормиться и выжить.

Сегодня сотрудники комплекса Царицыно не отрицают: загадок у их музея хватает. Если спросить, происходит ли что-нибудь необычное лично с ними, то самым распространенным ответом, скорее всего, будет традиционное: работая в Царицыно, невозможно ничего планировать. День может начаться одним, а закончиться совершенно неожиданными событиями. Словно кто-то очень хочет смешать все карты тем, кто живет на месте бывшей деревни Чёрные Грязи.

Мосты архитектора

Василий чувствовал себя раздавленным. Его грандиозный проект по перестройке Кремля и созданию там самого удивительного в мире дворца был признан нецелесообразным и слишком затратным. Он постоянно слышал перешептывание за спиной: мол, Царицыно — утешительный приз, который ему вручила императрица, чтобы он построил там то, что не смог воплотить в Кремле. Но эти слухи не волновали талантливого зодчего, ему нужно было лишь поле для творчества.

Когда он спросил у императрицы, что она хотела бы увидеть на этой земле, она лишь сказала: «Кружево». И Василий принялся плести свое кружево, но попал в паутину. Случилось это из-за Фредерики. Только ради нее, удивительной, нежной, тонкой и талантливой, он придумал мост через овраг. Девушке очень нравилось наблюдать, как оттуда по утрам поднимается туман и как туда же и уходит. Василий, к своему стыду, не мог заставить себя ни разу подняться на рассвете, чтобы понаблюдать за этим явлением вместе с возлюбленной.

Архитектор В. И. Баженов в кругу семь
Архитектор В. И. Баженов в кругу семьи. И. Т. Некрасов. 1770-е. Царицыно. Дворцовопарковый ансамбль

Архитектор покачал головой и встал, чтобы размяться. «А почему бы не прогуляться к оврагам сейчас? Чем лунный свет хуже солнечного?» — подумал он и, накинув на плечи теплое покрывало, вышел из дома.

Крестьяне с давних времен считали это место заколдованным. Ходили слухи о странных существах, пропадающих людях и зле, не имеющем имени и приходящем из леса. Василий этим слухам искренне верил, но работе они не мешали. Более того, архитектор был бы даже рад увидеть нечто необычное, чтобы оно вселило в него вдохновение.

Тем вечером воздух был теплым, но удивительно звонким, а сумерки синими, но прозрачными как стекло. У Фигурного моста Баженов остановился. Рабочие выравнивали овраг, чтобы сделать его менее глубоким. Архитектор очень много трудился над парковым ансамблем, чтобы изменить местность до неузнаваемости, но ложбины никуда не спрячешь. На мосту он увидел странную картину. Девушка с распущенными волосами, в длинном платье разговаривала с туманом. Принимая разные формы, он, словно послушный зверь, то сворачивался клубками вокруг женской фигуры, то расстилался призрачным полотном рядом. Это пугало, но в то же время выглядело так красиво, что Василий не мог сдвинуться с места и отвести глаз от происходящего.

Внезапно со стороны леса стало приближаться нечто, похожее на миниатюрные клубки грязи. «Неужели это те самые мохнатые чудища, про которых рассказывал местный народ?» — подумал архитектор. Страшные в своей непонятной нелепости, они катились или ползли к мосту. Уже почти стемнело, и Василий не видел, что конкретно там происходило, но пока было ясно: со стороны леса надвигается что-то страшное и оно может угрожать туманной деве.

Василий бросился вперед и увидел: между девушкой и странными существами встал призрак юноши, который спустя несколько мгновений изменил форму, став стеной тумана, и оттеснил нечисть обратно в лес. Василий подошел ближе. Фредерика (а это была она) обернулась. Он с легким почтением накинул ей на плечи покрывало и протянул руку. Молча они дошли до ее дома, где, благодарно коснувшись щеки Василия, Фредерика вернула ему покрывало. Позже, увидев, что в доме зажгли свечу, он в растерянности пошел к себе. Архитектор не понимал, чему был свидетелем. Не думал, как это назвать. Не знал, сможет ли прогнать этот серебристый туман, который ревнивым льдом окутал его сердце.

На следующий день Фредерика ждала в кабинете и смотрела на чертежи главного дворца, которые Василий полностью перерисовал за ночь.

— Вы переделали проект?

Он кивнул:

— Я хочу сделать дворец больше похожим на крепость, замок. Вдруг ваш друг, тот, с кем вы были на мосту…

Фредерика вскинула голову и пристально посмотрела в глаза Василию, нисколько не смущаясь и в то же время подтверждая взглядом: все, что он видел в сумерках, было на самом деле.

— Вдруг когда-нибудь ваш друг не сможет встать на их пути? Тогда те, кто во дворце, будут под защитой стен, — продолжил архитектор. — Есть особенные знаки, которые, если установить их на стенах дворца, укроют его обитателей от темных сил. Я хочу оставить их везде, где будет возможно.

Фредерика кивнула, и они продолжили работу. Как-то раз во время небольшого перерыва она все же поведала ему историю о призраке, с которым встречается на мосту. Из рассказа Василий понял, что друг Фредерики когда-то был человеком. Но это было давно, и молодой архитектор не стал расспрашивать о подробностях. Есть вещи, которые не стоит раскладывать на мелкие детали, чтобы они не утратили своего волшебства.

Замысел Василия до конца так и не осуществился. Но говорят, когда случаются бархатно-розовые закаты, а после них приходят синие стеклянные сумерки, на Фигурном мосту встречаются двое. И у дамы на плечах всегда накинуто длинное теплое покрывало, а ее кавалер по-прежнему настолько призрачен, что больше похож на сгусток тумана…

Фигурный мост в Царицыно. Современный вид



Поделиться ссылкой