Альт.Космос и космический туризм

Альт.Космос — пока толком не прижившийся термин. Им едва- едва начали обозначать частные космические полеты — особенно те, которые обеспечиваются новой разновидностью компаний, нацеленных на низкобюджетный доступ к космосу путем создания новых технологий или бизнес-моделей. Компании Альт.Космоса напрямую конкурируют с НАСА и другими национальными и международными правительственными организациями, осваивающими космическое пространство.

Еще несколько десятилетий назад никто не мог предположить, что наступит день, когда миллиардеры вступят в гонку за покорение космоса. Первым частным пассажиром на борту ракеты (первым космическим туристом) стал Деннис Тито, заплативший примерно 10-20 миллионов долларов Российскому космическому агентству («Роскосмосу») за билет до Международной космической станции и обратно. На российском космическом корабле «Союз» также слетали Марк Шаттлуорт, Ануше Ансари, Чарлз Симони и Ги Лалиберте. Как видим, космический туризм пока — занятие скорее мужское, но ситуация может измениться.

 Деннис Тито
Деннис Тито
 Ануше Ансари
Ануше Ансари
Чарлз Симони
Чарлз Симони

«Роскосмос» больше не отправляет платных пассажиров, однако «Вёрджин Галактик», компания миллиардера Ричарда Брэнсона, предлагает сходное приключение, хоть и суборбитальное, за гораздо более приземленные деньги — 200 000 долларов. Другие действующие в этой сфере компании — «Спейс Адвенчер» и «Спейс Икс» Илона Маска (Илон Маск — сорокалетний предприниматель из «ПейПэла» и «Тесла Моторз»).

Космические путешествия для всех?

Сработает ли для космического туризма подход «начнем, и все подтянутся»? Есть подозрение, что вряд ли, — только если цены упадут настолько, что простые смертные, а не одни лишь крезы смогут себе такое позволить. Но цены на технологические новшества имеют обыкновение стремительно падать со временем, поэтому вполне вероятно, что вся эта затея не настолько запредельна. Если недорогие полеты в космос станут доступны, это будет настоящая революция.

«Довольно скоро талантливые молодые люди устремят свои взоры к карьерам на орбите и скажут: "Хочу работать в 200 километрах от дома — наверху!"» Артур Ч. Кларк (1917-2008), фантаст, изобретатель, футуролог

«Вёрджин Галактик», например, нацелена на новую эру космических путешествий, что важно — путем комбинации транспортного воздушного судна с космическим кораблем. Транспорт (с размахом крыльев как у «Боинга-757») возносит космический корабль на высоту 15 км и там отпускает.

космический туризм

Такая двухаппаратная система экономичнее одноразовых ракет, а еще она отменяет необходимость дожидаться подходящего «окна» для запуска. Подобным способом можно доставлять не только туристов, но и другие грузы. «Вёрджин Галактик» намекала, что при помощи ее аппаратов можно запускать небольшие спутники, которыми смогут пользоваться самые разные организации, если цена окажется невелика. Таким способом можно понизить цены на полеты для тех, кто жаждет адреналина и кому скучно две недели валяться на флоридском пляже.

Дотянуться до небес

Вообразите: Федеральное управление гражданской авиации США уже опубликовало список рекомендуемых правил для космических туроператоров. Эти правила включают всё — от квалификации бортового экипажа до медицинских требований и разрешений. Разумеется, некоторые пассажиры пожелают остаться в космосе подольше. Да что там — кое-кто, например Дэниэл Х. Уилсон, автор книги «Где мой реактивный ранец?», предсказывает появление лунных колоний уже в ближайшие лет десять.

Ну а там уж можно ожидать и небольших гостиниц с чудесным видом на Землю, космических парков развлечений и тренажерных залов с нулевой гравитацией, а может, и постоянных поселений, обжитых застенчивыми миллиардерами на пенсии или экоактивистами, увлеченными защитой местных ландшафтов от поругания.

А дальше? Дальше — к другим галактикам. Быть может, не при нашей жизни, поэтому пока утешимся старыми добрыми каникулами в родном краю, экотуризмом, кемпингами со всеми удобствами, туризмом по местам, которых скоро не станет из-за климатических изменений на планете, виртуальными отпусками, каникулами в стиле «спа и спать», танатотуризмом, волонтерскими лагерями, медицинским туризмом, санаторными вылазками и плавучими гостиницами. Если, конечно, не успеем изобрести недорогой гиперпространственный двигатель или телепортер.

«Предельная цель — сделать человечество многопланетным биологическим видом. Через тридцать лет у нас будут базы на Луне и на Марсе и люди будут летать взад-вперед на ракетах "Спейс-Икс”» Илон Маск, инженер, предприниматель

Есть, конечно, и иная вероятность. Полезный прием: думать о далеком будущем, отталкиваясь от далекого прошлого. Зачем? Потому что стоит отличать циклические явления в истории и веяния моды от того, что на самом деле ново и важно, и потому что часто нечто, кажущееся новым или революционным, оборачивается совсем не тем, а деньги и время уже потрачены впустую. Рассуждая о будущем, но имея в виду прошлое, можно заметить, что первыми колонизаторами «Нового мира» оказались те, кто пострадал от религиозных преследований, поэтому, вероятно, пионерами освоения глубокого космоса опять станут преследуемые. Сейчас таковыми могут оказаться любые религиозные группы, хотя не исключено, что это — очередная линейная проекция наших текущих тревог. А может, однажды мы заговорим об астронавте по имени Кристофер и его космическом корабле «Колумб».

Космонавт

Космос — следующий рубеж предпринимательства, особенно для миллиардеров от хай-тека. Соучредитель «Майкрософта» Пол Эллен объявил о постройке коммерческого космического корабля, который может оказаться в космосе еще до 2020 года. Летательный аппарат на шести реактивных двигателях, размах крыльев 115 метров — самый большой для самолетов вообще. По замыслу разработчиков необходимо будет закинуть корабль на высоту 9100 метров, а оттуда — на орбиту при помощи ускорителей. Таким образом, планируют доставлять коммерческие грузы — или адреналинщиков, которые такую поездку никогда не забудут.

Почему космос?

Отчего воображение людей прошлого рисовало им космические ракеты, лунные базы, серебристые скафандры, лучевые пушки и инопланетян? Сразу после Великой депрессии и окончания Второй мировой войны смесь огромного оптимизма и недавно появившихся технологий — особенно ракетных — создала ощущение, что двигаться дальше можно только вверх, пусть лишь и для того, чтобы там воевать с какими-нибудь свеженайденными плохишами. Интерес к космосу усиливался до конца 1950-х и достиг апогея при президенте Джоне Ф. Кеннеди, объявившем в 1961 году, что Америка отправит человека на Луну до истечения десятилетия: «Мы решаем отправиться на Луну прямо в этом десятилетии и делать многое другое не потому, что это просто, а потому что это трудно: такая цель поможет организовать и измерить, на что способны наши силы и умения».




Поделиться ссылкой