Архитектура Италии

Как и в области изобразительного искусства, в архитектуре древнеримские и итальянские мастера, опираясь на наследство Эллады, создали классические каноны и технологические приемы, сформировавшие архитектурный облик Западной Европы. Образовательная поездка в Италию до сих пор считается обязательной частью хорошего архитектурного образования.

Водопровод Аква Аппия в Риме
Водопровод Аква Аппия в Риме. Это акведук имел протяженность более 16 километров и подавал в Риму воду из города Пренеста. В отличие от греков, прокладывавших водопроводы под землей, там, где местность была неровной, римляне подняли трубы над землей на специальных подпорках, соединенных арками. Уровень водоснабжения Рима был настолько высок, что Западная Европа смогла превзойти его только к концу XIX века. Кроме того, в Риме была довольно совершенная система канализации и отвода сточных вод (клоаки), закрытые стоки которой были выведены в Тибр
Руины базилики Максенция на римском форуме
Руины базилики Максенция на римском форуме. Поскольку основным строительным материалом в Риме был мягкий туф, это наложило своеобразный отпечаток на римскую архитектуру. Из него было невозможно вытесать длинные прочные балки перекрытий, и римляне начали создавать арочные своды, неведомые греческой архитектуре. Кроме того, римские строители широко использовали обожженный кирпич, из которого возводили каркасы зданий, которые затем облицовывались плитами из туфа. Так же широко использовалось новое изобретение римлян – прочный водонепроницаемый бетон
Интерьер римского Пантеона на картине XVIII века
Интерьер римского Пантеона на картине XVIII века. Пантеон, храм всех богов, – самое знаменитое и величественное купольное здание античности, выстроенное по заказу императора Адриана. Круглое в плане здание храма, перекрытое куполом, почти в неприкосновенности сохранилось до наших дней. Гигантский купол, шедевр инженерной мысли Аполлодора, оставался непревзойденным вплоть до конца XIX века

Памятников архитектуры республиканского периода в Риме сохранилось крайне мало. Внешний вид их был весьма скромен, кроме того, на протяжении долгого времени римляне строили храмы и здания из дерева, украшая их терракотовыми скульптурами. Полностью сохранились только два республиканских храма на Бычьем форуме: прямоугольный Фортуны Вирилис и круглый Геркулеса Победителя. Вообще, в республиканский период римляне строили в основном сооружения утилитарного назначения: стены, дороги, водопроводы и мосты. В силу своего назначения этим творениям римских строителей повезло больше, и большинство из них дошло до наших дней. В конце IV века, при цензоре Аппии Клавдии, в Риме построили первый водопровод и первую мощеную дорогу, которые увековечили имя своего создателя.

Первые многоквартирные дома появились в Риме уже в конце III века до н. э., а ко времени Юлия Цезаря более половины горожан жило в инсулах. Инсулы имели от трех до шести этажей, строились на скорую руку и довольно часто обваливались, погребая под руинами своих обитателей. В инсулах не было водопровода, это являлось привилегией частных домов, и обитатели многоэтажных домов ходили за водой на улицу к ближайшему фонтану. Несмотря на презрительное отношение римлян к людям искусства, из-за чего большинство тех, кто превратил Рим в подлинную столицу Империи, нам не известны, история сохранила имя крупнейшего архитектора и военного инженера I в. Аполлодора из Дамаска, творившего при императорах Траяне и Адриане. Во время их правления архитектор выстроил в Риме Форум Траяна, украшенный знаменитой колонной, и Пантеон.

Замок Святого Ангела в Риме
Замок Святого Ангела в Риме. Монументальный мавзолей императора Адриана, возведенный на берегу Тибра, был перестроен под крепость римскими папами в XIV веке. Украшенная садом на крыше усыпальница, соединенная с другим берегом специально выстроенным мостом, использовалась римскими императорами в течение почти века, последним здесь был похоронен Каракалла
Вилла Ротонда в Виченце работы Палладио
Вилла Ротонда в Виченце работы Палладио. Идеально вписанная в окружающий ландшафт вилла, построенная по образцу классического храма, стала первым светским зданием, которое украсили куполом
Интерьер церкви Сан-Феличита во Флоренции
Интерьер церкви Сан-Феличита во Флоренции. Сочетание в отделке интерьеров и фасадов зданий светлой штукатурки и ценного серого камня, из которого вырезали декоративные элементы, стало отличительной особенностью архитектуры Флоренции. Поскольку запасы этого камня были ограничены, разрешение на его использование давал лично герцог

После издания Константином Великим Медиоланского эдикта в Риме появляются первые христианские храмы, которые коренным образом отличались от языческих. Если тесный внутри и красиво украшенный снаружи, лишенный окон языческий храм считался жилищем бога, а все ритуальные действия совершались на открытом воздухе, то церковь была молитвенным домом, местом собрания всех верующих. Поэтому христиане для своих церквей взяли за образец не римский храм, а базилику - общественное здание, состоящее из большого светлого прямоугольного зала, который делился рядами колонн на несколько отделов.

В Средние века итальянцы плохо восприняли ломаный силуэт готического храма, так хорошо вписавшийся в природу и миросозерцание людей на севере от Альп, и создали свой собственный стиль архитектуры, основой которого стало соединение колонны с полукруглой аркой. Благодаря быстрому развитию математики стало возможным просчитать не только арочное перекрытие, но и громадные купола соборов, поднявшиеся над итальянскими городами и ставшие доминирующей частью их ландшафта. По сути архитектура Возрождения была продолжением того же «романского», т. е. римского стиля, переработанного с учетом новых знаний, технологий и потребностей. В принципе, и купола, и арочные перекрытия активно использовали в архитектуре Византии и, соответственно, Италии в течение всего Средневековья, но в XV веке гений флорентийца Брунеллески поднял эти техники на совершенно новый уровень. Он не только создал огромный, уникальный, поражающий воображение купол кафедрального собора во Флоренции, открыл математические законы перспективы, но и возродил сами принципы античного градостроения. Вторым столпом архитектуры Ренессанса стал архитектор Браманте, главным произведением которого стал новый собор Святого Петра в Риме. Огромный вклад в развитие архитектуры внесли Рафаэль и Микеланджело, но вершиной осмысления античного наследия стало творчество венецианца Андреа Палладио, которого многие считают самым влиятельным архитектором в мировой истории. Наиболее ярко его талант проявился при перестройке города Виченца. Палладио стал основателем нового архитектурного стиля - классицизма, который постепенно стал самым популярным архитектурным направлением в Европе.

Лестница Микеланджело в библиотеке Лауренциана во Флоренции
Лестница Микеланджело в библиотеке Лауренциана во Флоренции. За свою карьеру архитектора Микеланджело построил две знаменитых лестницы – одна вела на римский Капитолий к дворцу сенаторов, вторая – в библиотеку Лауренциана во Флоренции, возведенную по его проекту. Впервые в истории архитектуры ему удалось превратить в настоящий шедевр такой, как ранее казалось, прозаический элемент
Средневековый фонтан Фонтебранда в Сиене
Средневековый фонтан Фонтебранда в Сиене. Этот фонтан был важным узлом системы водоснабжения Сиены в эпоху Средних веков
Фонтан Нептуна во Флоренции
Фонтан Нептуна во Флоренции. Этот фонтан был открыт в середине XVI века в центре Флоренции на пьяцце Синьории в честь окончания строительства первого в городе водопровода
Ф. Борромини. Внутренний вид купола церкви Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане
Ф. Борромини. Внутренний вид купола церкви Сан-Карло-алле-Куатро-Фонтане. Овальный купол и изогнутые линии фасада церкви стали отличительными чертами стиля Борромини, который как бы играл со зрителем, искусственно создавая для него эффектные виды. Церковь стоит на спроектированной им площади Четырех фонтанов, фактически это перекресток, в каждом из углов которого расположено по фонтану. Это единственная площадь Рима, стоя на которой можно увидеть три обелиска, с нее открывается вид на обелиски, установленные у Квиринальского дворца, церкви Тринита-дей-Монти и базилики Санта-Мария-Маджоре

Параллельно идеям Палладио в Италии родился и начал развиваться еще один стиль, также основанный на переосмыслении античного наследия, - барокко, который отказался от строгих классических форм в пользу пышной декоративности. В XVII веке в Риме в этом стиле работали два соперничавших друг с другом великих архитектора - Бернини и Борромини, пути которых разошлись после совместной работы над палаццо Барберини. Именно психологический надрыв Борромини вывел стиль барокко на недосягаемый уровень. Он полностью отошел от принципов античности и продвинулся намного далее, создавая необычные, очень сложные архитектурные формы.

Архитектура барокко предполагала не просто возведение отдельных прекрасных знаний, ее задачей была перестройка самих городов в соответствии с новыми потребностями общества. Отныне прямые и широкие улицы соединяли между собой открытые, украшенные фонтанами, статуями и обелисками площади, вокруг которых стояли храмы и дворцы. Кроме того, барокко вернуло в архитектуру понятие парка как места для отдыха и развлечений. Так Италия создала стандарты, по которым развивалось градостроительство Европы, а затем и почти всего мира вплоть до начала XIX века.

Вид на площадь Святого Петра в Риме с купола собора
Вид на площадь Святого Петра в Риме с купола собора. Огромная площадь перед главной святыней Рима была построена по проекту Бернини. Он обрамил пространство перед собором, на котором в древности располагался цирк, где казнили Святого Петра, полукруглыми колоннадами, которые, по замыслу архитектора, символизировали любящие руки матери-церкви
Испанская лестница в Риме
Испанская лестница в Риме. Монументальная барочная лестница, ведущая от фонтана «Баркачча» к храму Тринита-дей-Монти на холме Пинчи, была возведена в начале XVIII в. и сразу же стала одной из визитных карточек города
Пьяцца Навона в Риме
Пьяцца Навона в Риме. Привычный нам сегодня вид площадь на месте древнеримского стадиона получила в течение XVII века, когда на ней была перестроена в стиле барокко базилика Святой Агнессы и открыт монументальный фонтан Четырех рек с обелиском
Вид на пьяцца-дель-Пополо в Риме
Вид на пьяцца-дель-Пополо в Риме. Оформление единого ансамбля площади затянулось почти на два столетия и завершилось только в начале XIX века. Изначально архитекторы прорубили от северных ворот порта-дель-Пополо через городскую застройку три улицы, чтобы рассечь и упорядочить поток паломников в городе



Поделиться ссылкой