Австрийская литература XX века

Первая треть XX века стала порой расцвета австрийской литературы. Многие произведения, появившиеся в это время, можно смело отнести к наивысшим достижениям мировой художественной культуры.

Гуго фон Гофмансталь
Гуго фон Гофмансталь

В 1889 г. начал публиковать стихи юный Гуго фон Гофмансталь (1874—1929). На фоне немецкоязычной лирики того времени его импрессионистические опыты выделялись изящностью и исключительной музыкальностью. Стихотворный драматический этюд «Вчера» (1891 г.) принёс Гофмансталю славу лучшего австрийского поэта своего поколения. Поэт, драматург и эссеист, он будет одной из ключевых фигур в австрийской культуре последующих четырёх десятилетий.

В октябре 1902 г. в одной из берлинских газет Гофмансталь напечатал эссе «Письмо лорда Чэндоса», где впервые отчётливо высказал мысль, важную для многих литераторов и философов того времени: язык людей больше не в состоянии отражать действительность и не может передать всего, о чём думает человек. Гофмансталь считал, что, возможно, существует иной, «неведомый» язык, на котором с нами говорят «немые вещи».

А. Роллер. Эскиз декораций к опере «Электра». 1909 г.
А. Роллер. Эскиз декораций к опере «Электра». 1909 г.

А из произведений великого австрийского поэта Райнера Марии Рильке можно заключить, что заставить окружающие человека вещи заговорить, рассказать о себе — задача художника. В книге стихов «Часослов» близость лирического героя к вещам оборачивается близостью к Богу. Лишь в мире вещей, созданных творческим трудом, человек может утвердить своё подлинное бытие — такова одна из центральных идей знаменитого лирико-философского цикла Рильке «Дуинские элегии».

Артура Шницлера (1862—1931), врача по образованию, в литературу привёл интерес к гипнозу и сновидениям. Центральными темами его творчества были любовь, смерть, относительность любовного чувства (пьеса «Хоровод», 1900 г.).

Прага. Начало XX века
Прага. Начало XX века

В соответствии с популярными в то время психоаналитическими теориями 3. Фрейда поступки героев драм и новелл Шницлера определяются бессознательными порывами. Чтобы передать сложность душевной жизни человека, он одним из первых в немецкоязычной литературе стал использовать «внутренний монолог» (новеллы «Лейтенант Густль», 1901 г.; «Фройляйн Эльза», 1924 г.).

В 1921 г. в Мюнхене была поставлена комедия Гофмансталя «Трудный характер» (написана в 1919 г.). Эта самая популярная из его пьес во многом созвучна пьесам А. П. Чехова. В ней с печальной иронией и всё же с симпатией изображена венская аристократия накануне неизбежной гибели Австро-Венгерской империи. Герой комедии Ганс Карл Бюль — человек сомневающийся, нерешительный, но суть авторского замысла в том, что жизнь и в самом деле не даёт Бюлю твёрдой опоры: привычный для него мир разрушен.

Подобный сомневающийся герой станет типичным в австрийской литературе XX в. Наиболее ярко изобразил его Роберт Музиль в романе «Человек без свойств». В прозе Музиля всегда слышен голос автора, размышляющего над поступками своих персонажей. Такого рода эссеистичность является характерной чертой австрийской литературы XX столетия — романов Йозефа Рота (1894—1939), Элиаса Канётти (1905—1994), Германа Броха (1886—1951), Хаймито фон Дбдерера (1896—1966). В творчестве Франца Кафки, напротив, понятие автора практически исчезает. Оно растворяется в неопределённое, колебании, во множестве точек зрения на одно и то же событие, ни одна из которых не является окончательной.

После присоединения (так называемого аншлюза) Австрийской республики к нацистской Германии в 1938 г. многие деятели культуры были вынуждены покинуть родину и разделить участь тысяч немецких эмигрантов.

Новое, поколение литераторов, заявившее о себе после 1945 г., вернуло австрийской поэзии её мировое значение. В стихах Ингеборг Бахман (1926—1973) сочетаются мифология, архаические представления о мире и новейшие философские идеи. Мрачная тональность лирики Пауля Целана (1920—1970), уроженца Западной Украины, во многом была предопределена трагическими событиями его жизни — гибелью всех близких родственников в концентрационном лагере. Ужасы войны также центральная тема политической поэзии Эриха Фрида (1921 — 1988). Примечательно, что эти авторы, хотя и писали стихи на немецком языке, предпочитали жить за пределами Австрии: Бахман — в Риме, Целан — в Париже, а Фрид — в Лондоне.

Самые известные австрийские писатели конца XX в. — Петер Хандке (родился в 1942 г.), Петер Розай (родился в 1946 г.) и Роберт Шнайдер (родился в 1961 г.).

Австрийские писатели XX века




Поделиться ссылкой