Особенности политической власти

В принципе большая часть предлагаемых учёными определений власти подходит к любым её типам — к власти родительской, власти обычая и общественного мнения, власти экономической. Однако в центре интересов социологов и политологов находится именно власть политическая, имеющая ряд принципиальных особенностей, отличающих её от любых других форм власти, которыми люди или группы людей могут пользоваться по отношению к другим людям или группам.

Прежде всего, политическая власть должна обладать верховенством относительно всех других проявлений власти в стране, а также любых сфер общественной жизни. Решения, принятые политическим руководством, являются обязательными для всего общества, за их невыполнение грозят санкции, более или менее строгие в зависимости от важности решения и от того, насколько грубо оно нарушено. Существующие в стране законы выполняются, действия представителей государственной власти вызывают всеобщее уважение. Если этого не происходит, то можно вслед за Парсонсом говорить об инфляции власти — одном из опаснейших процессов, который расшатывает сами основы государства.

А. П. Рябушкин. Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате. 1893 г.
А. П. Рябушкин. Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате. 1893 г.

Греческий философ Coкрат (около 469 до н. э—399 до н. э.), приговорённый афинским судом к казни, отказался бежать из тюрьмы, объяснив своим ученикам, что если он не подчинится закону, пусть даже направленному против него самого и безусловно несправедливому, то таким образом нанесёт удар всей системе государственной власти и обрушит здание афинских законов. Этот поступок философа в какой-то мере можно считать символическим выражением признания абсолютного верховенства политической власти.

Безусловно, бывают ситуации, когда решения политической власти могут расходиться с интересами отдельных групп людей или даже всего общества. Ещё в глубокой древности это трагическое противоречие описал Софокл (496 или 495—406 до н. э.) в трагедии «Антигона». Братья Этеокл и Полиник боролись за власть в Фивах, и Полиник пошёл войной на родной город, приведя под его стены вражеское войско. В поединке оба брата погибли, но их дядя Креонт, воцарившийся в Фивах, приказал предать земле только тело Этеокла, защищавшего родной город, обрекая непогребённого Полиника на вечное проклятие в загробном мире. Антигона, сестра Этеокла и Полиника, похоронила брата, несмотря на то, что за нарушение распоряжения нового царя ей грозила казнь. Здесь впервые была показана ситуация, неоднократно возникавшая в различные эпохи и различных обществах, когда интересы и желания отдельною человека приходили в противоречие с интересами власти.

Если действия верховной власти противоречат интересам одного человека или узкой группы людей, то в большинстве случаев эти люди вынуждены подчиняться силе государства, Далеко не все законы, существующие в той или иной стране, нравятся всем её гражданам, однако, если речь не идёт о преступниках, ради стабильности и собственной безопасности им приходится признавать верховенство власти. Впрочем, бывают случаи, когда сначала лишь немногие мужественные одиночки осознают, насколько государственная политика противоречит благу не только отдельных людей или групп, но всего общества. Постепенно они увлекают за собой большинство, и тогда это во многих случаях со временем приводит к падению власти и возникновению новой, более приемлемой. Недавний пример — почти самоубийственное правозащитное движение в СССР 1960—1990-х гг., которое однако, стало одним из факторов, повлиявших на смену режима в стране.

В некоторых цивилизациях на первое место безоговорочно ставились интересы власти (Древний Рим), но в Новое время многие общества если и не отдавали полностью приоритет запросам отдельного человека, то, по крайней, мере выдвигали мысль о необходимости для властных структур учитывать эти запросы.

С этим связана другая важнейшая черта современной политической власти — её публичность, дающая возможность власти действовать от имени всего общества. В течение столетий и тысячелетий правитель считался облечённым божественной силой. Хотя в нём видели гаранта благосостояния всех подданных (будь то первобытное племя, Древний Египет или средневековая Русь), он не обязан был действовать от имени тех, кем управлял, Скорее, он апеллировал к высшим силам, от которых якобы и получил свою власть. Очень точно эту ситуацию описал Иван Грозный (1530—1584) в послании к Андрею Курбскому: «А миловать своих холопов мы вольны, вольны и казнить». Только в последние века сложилось и распространилось представление о том, что власть выражает интересы всего общества и действует от его имени. Коррумпированный или излишне жестокий правитель уже не всегда может рассчитывать на безнаказанность и сохранение своей власти.

Другая черта политической власти— её легальность, т. е. действия в соответствии с законами. Самодержавные государи могли менять законы по своему усмотрению, однако, если оставить в стороне наиболее жестоких деспотов и тиранов, то даже абсолютные монархи предпочитали соблюдать существующие законы. Начиная с Нового времени легальность власти стала восприниматься как одно из важнейших её качеств. Знаменитый Уотергейт (1972—1974) — скандал, завершившийся отставкой президента США Ричарда Никсона (1913— 1994), — возник после того, как обществу стало известно о незаконных действиях предвыборного штаба президента, прослушивавшего разговоры соперника Никсона и создавшего  «чёрную кассу» для подгонки выборов. Когда выяснилось, что президент, вероятнее всего, знал о нарушениях, ему грозил импичмент — отрешение от должности по решению конгресса. Никсон счёл за благо не дожидаться этого момента и добровольно ушёл с поста.

Коррупция и нарушения законности, увы, существуют практически во всех государствах, однако очень важно, какова в целом обстановка в стране: насколько снисходительны к таким преступлениям общественное мнение и правоохранительные органы. Нам это трудно себе представить, но в мире есть страны, где большинству граждан даже не приходит в голову, что полицейскому можно дать взятку.

Надо заметить, что легальность власти не обязательно зависит от её легитимности. Во всех трёх основных формах легитимности, сформулированных Максом Вебером (1864-1920), возможно существование легальной и нелегальной власти. Мало того, иногда правитель, получивший власть законным для своей эпохи способом, после этого начинает действовать нелегально, например демократически избранный президент становится коррупционером или военным преступником.

Возможен и противоположный вариант, когда узурпатор создаёт абсолютно легальную систему власти. Так, Екатерина II (1729—1796), взошедшая на престол в результате заговора, свергнув своего мужа Петра III (1728—1762), в течение 34 лет правила вполне легально, всеми силами подчёркивая свою приверженность соблюдению законов и требуя того же от подчинённых.

Для эффективного функционирования власти важна также её моноцентричность — наличие некоего общегосударственного центра принятия решений. В большинстве случаев таким центром служит столица страны, где находятся основные правительственные органы. При этом моноцентричность не зависит от того, является ли государство унитарным или федеративным. Так, в США решение многих важных вопросов делегировано штатам, что не противоречит приоритету федерального правительства при рассмотрении ключевых общегосударственных проблем.

Г. Рига. Людовик XIV в королевском облачении. 1701 г.
Г. Рига. Людовик XIV в королевском облачении. 1701 г.

Субъект и объект власти

Власть может осуществляться только при наличии субъекта и объекта власти и при существовании определённых отношений между ними, которые большинство учёных считает всё-таки асимметричными, дающими преимущественное влияние субъекту.

Субъектом — активным началом власти — могут быть как один человек, так и многие, социальная группа, органы власти и т. д. Субъект власти часто отождествляют с её носителем, что было особенно характерно для обществ, где правитель обладал неограниченными полномочиями. В этом случае власть обычно воспринималась как власть фараона, короля, императора и т. д. Такое отождествление особенно усиливалось, если правитель был окружён священным ореолом и считался богом или потомком божества. Торжественные обряды, связанные со вступлением на престол, должны были отражать идею сосредоточения власти в одном лице.

Однако в реальности субъект власти куда шире, чем один, даже самодержавный, правитель. Любой правитель опирается на более или менее развитый государственный аппарат, выражает интересы определённых групп населения или партий, приведших его к власти. В обществе существует элита, обладающая влиянием в сфере принятия решений. Таковы жрецы и приближённые фараона в Древнем Египте и советники современных президентов, крупные предприниматели и интеллектуалы, из-за кулис определяющие экономическую или внешнюю политику страны.

В любом случае субъект должен обладать политической волей и способностью эффективно осуществлять власть над объектом — в противном случае его режим может рухнуть.

Народ (большинство населения) в течение многих веков воспринимался как объект власти, подчинявшийся правителям и чиновникам. Однако с развитием демократического строя его роль оказалась более сложной. Начиная с XVIII в. распространялось и укреплялось представление о том, что источником власти в демократическом государстве является сам народ. После установления в подавляющем большинстве демократических государств всеобщего избирательного права эта идея казалась бесспорной, поскольку в таком обществе любой гражданин имеет право принять участие выборах и повлиять на формирование представительного органа или на избрание главы исполнительной власти.

Однако у многих социологов и политологов возникли сомнения в том, насколько реальна власть народа при демократии. Это привело к формированию разнообразных теорий, обосновывающих различные формы участия людей в управлении или же, наоборот, невозможность участия большинства во власти даже при демократическом строе.

Автор: Тамара Эйдельман




Поделиться ссылкой