Литература США XX века

В трилогии очень знаменитого в 30-х гг., а теперь не часто вспоминаемого писателя Джона Дос Пассоса (1896—1970) «США» описано, как в Нью-Йорке встречают новое столетие. Поднимается сенатор и с бокалом шампанского в руке уверенно провозглашает, что «двадцатый век будет веком Америки. Мысль Америки будет господствовать в нём. Прогресс Америки покажет ему путь. Деяния Америки обессмертят его». Сенатор говорил это в патриотическом раже, но сто лет спустя видно, что та его речь не оказалась пустым фанфаронством. Пережив исторические бури, которыми было богато XX столетие, США закончили век сверхдержавой и мировым лидером едва ли не во всех областях.

Джон Дос Пассос
Джон Дос Пассос

И в литературе, где лидерство какой-либо страны — понятие относительное, Америка тоже сделалась законодательницей мод, пусть не единственной. Никому уже и в голову не придёт презрительно, как некогда Кнут Гамсун или Максим Горький, говорить о провинциальности американской литературы и о том, что Америка слишком деловая, меркантильная страна, не способная оценить истинных художников.

В трилогию Дж. Дос Пассоса «США» входят романы «42-я параллель» (1930 г.), «1919» (1932 г.), «Большие деньги» (1936 г.)

Парадоксальность ситуации, однако, состояла в том, что многие американские писатели предпочли долгие годы жить вдали от родины. И зная, сколь многим обязаны Америке, они тем не менее старались по отношению к ней сохранять дистанцию. Так что настоящая американская литература XX в. родилась в Париже. Это произошло в 20-х гг., вскоре после Первой мировой войны.

Г. Вуд. Американская готика. 1930 г.
Г. Вуд. Американская готика. 1930 г.

Поколение тех, кто прошёл через войну или, не попав на фронт, всё равно ощущал себя надломленным, стали (с лёгкой руки американской парижанки писательницы Гертруды Стайн, 1874—1946) называть «потерянным». Оно исключительно остро ощущало, что война подорвала былую веру в прогресс, разумность и гуманность. Что наступило время хаоса, таящего в себе угрозу ещё более страшных испытаний для человечества. Что в мире не осталось ценностей, внушающих доверие.

Лучших представителей «потерянного поколения» отличало стремление прожить отпущенный срок с неподдельной духовной и эмоциональной интенсивностью. Они жили для того, чтобы «проникнуть в самую суть явлений... сказать о некоторых простых и насущных вещах». Это слова Эрнеста Хемингуэя, в 20-х гг. тоже парижанина, как и Скотт Фицджеральд. Они двое, а также Дос Пассос и Уильям Фолкнер, начинавший как писатель «потерянного поколения», определили тот круг проблем и мотивов, те тональности и художественные ходы, которые дали почувствовать, что американская литература вступила в XX столетие.

П. Пикассо. Портрет Гертруды Стайн. 1906 г.
П. Пикассо. Портрет Гертруды Стайн. 1906 г.

За два десятилетия, разделяющих Первую и Вторую мировые войны, она пережила исключительно яркий расцвет. Американские писатели вернули в роман почти утраченное им эпическое начало: это был новаторски построенный эпос современности, который показывал и то, как порабощают человека неподвластные ему общественные стихии, и то, как он яростно сопротивляется навязанному уделу жертвы антигуманных сил. Они восстановили в своих правах совсем угасший жанр трагедии, придав ей величие, сопоставимое с античными образцами, и острую злободневность проблематики. Они создали философскую лирику, которая могла быть внешне очень традиционной или, наоборот, ярко экспериментальной по форме, но неизменно затрагивала самые тревожные явления тогдашней наэлектризованной истории.

Книги американских авторов по праву воспринимались как принадлежащие не только Америке, но мировой культуре в целом. Тем не менее они всегда оставались узнаваемо американскими. Невозможно, например, читать Фолкнера, игнорируя то важнейшее обстоятельство, что действие его романов разворачивается на юге США Это совершенно особая страна, со своим тяжким историческим жребием, своими психологическими комплексами и травмами, своими несбыточными иллюзиями, укоренившимися поверьями и предрассудками. Но нельзя читать его произведения и просто как художественную хронику американского Юга. Ведь писатель, не покидавший своего «клочка земли величиной с почтовую марку», выразил те драмы и надежды, которые выпало испытать всему человеческому сообществу.

В. Ханивуд. Воскресное утро. 1980 г.
В. Ханивуд. Воскресное утро. 1980 г.

И о многих видных американских писателях, включая наших современников, следует сказать то же самое. Они привержены собственному миру и среде, откуда черпают темы и сюжеты. Иногда это молодёжная среда, подростки, как у Джерома Сэлинджера; иногда, как у Курта Воннегута, — люди, чьё сознание изуродовал научный прогресс, поставленный на службу силам, грозящим уничтожить жизнь на Земле. Иногда, как в пьесах Теннесси Уильямса, это герои надломленные, потерпевшие крах в своих несмелых попытках сопротивляться окружающему бездушию и нравственной зачерствелости; иногда, как в рассказах и романах Джеймса Болдуина, — униженные, бесправные, постоянно ощущающие на себе бремя расового гнёта и нередко оказывающиеся его жертвами. Каждый раз перед читателем возникают характерно американские обстоятельства и конфликты — и каждый раз за этой специфичностью мы чувствуем что-то такое, что касается нас всех. Вот, может быть, самое притягательное свойство американской литературы XX столетия.

Американские писатели XX века




Поделиться ссылкой