Вопросы и ответы

Что такое галактика?

Спиральная галактика

Звезды во Вселенной не распределены равномерно, а собраны в галактики — гигантские системы из звезд, звездных скоплений и межзвездного газа, между которыми находится пустое пространство. Расстояние между галактиками во много раз превышает их собственные размеры. Каждая из них насчитывает десятки и сотни миллиардов звезд. Все составляющие галактику объекты участвуют в движении относительно некоторого общего центра.

Галактики находятся чрезвычайно далеко от нас. Невооруженным глазом на небе видны лишь три из них: туманность Андромеды (в Северном полушарии), Большое и Малое Магеллановы Облака (в Южном).

Изучение свойств галактик имеет решающее значение для понимания развития Вселенной, так как именно галактики и их скопления — основные ее элементы (как города в государстве).

Например, измерив скорости движения нескольких десятков галактик, американский астроном Эдвин Хаббл в 1929 г. обнаружил, что они удаляются друг от друга, и скорость удаления прямо пропорциональна расстоянию между галактиками. Так было открыто расширение Вселенной.

Галактика Андромеды

Как образовалась Вселенная?

Как образовалась Вселенная
1. Около 15 миллиардов лет на зад произошел Большой взрыв
2. Первые секунды после Большого взрыва — зарождение субатомных частиц, строительных «кирпичиков» атомов и молекул
3. Спустя 380 000 лет после Большого взрыва — электроны и нуклиды формируют атомы
4. Спустя 300 миллионов лет после Большого взрыва — начало формирования звезд и галактик
5. Спустя 9 миллиардов лет после Большого взрыва — формирование Солнечной системы и планеты Земля

Изучение Вселенной с помощью радиотелескопа позволило ученым обнаружить фоновое излучение. Считается, что это эхо, вызванное Большим взрывом. Именно таким термином ученые называют событие, связанное с рождением Вселенной. По версии, высказанной в 1925 году бельгийским астрономом Жоржем Леметром, около 15 миллиардов лет назад Вселенная имела относительно небольшие размеры и огромную плотность. В определенный момент произошел взрыв, ее материя вырвалась наружу и с молниеносной скоростью разлетелась во всех направлениях.

Примерно так мог выглядеть Большой взрыв

Чем Сатурн отличается от других планет?

сатурн

Сатурн — огромная планета, которая по размерам не намного меньше Юпитера. Внешне Сатурн отличается от остальных планет. Он окружен множеством светящихся плоских колец, каждое из которых состоит из еще более тонких колец. Кольца Сатурна огромных размеров и состоят из миллиардов каменных обломков, покрытых льдом.

Какой толщины кольца Сатурна?

Благодаря своим загадочным кольцам Сатурн издавна считается самой красивой и необычной из всех планет Солнечной системы. Почти 150 лет астрономы придерживались мнения, что толщина этих образований составляет не менее километра. Однако в наше время, когда учёные получили возможность проанализировать фотоснимки, полученные космическими зондами, эту величину пришлось пересмотреть. По новым данным толщина внутренней части колец составляет всего... 50 метров, а внешней — 10 метров.

А как же тогда их смогли разглядеть в свои несовершенные телескопы астрономы прошлых веков? Однако ничего удивительного: ведь кольца состоят из крохотных льдинок с примесями космической пыли и прекрасно отражают солнечный свет.

Кто доказал, что Земля вращается вокруг Солнца?

Николай Коперник
Николай Коперник первым доказал, что Земля вращается вокруг Солнца

Несмотря на значительный вклад в дело развития науки, древнегреческие астрономы ошибочно представляли устройство Вселенной. Они считали, что в ее центре находится Земля — неподвижный шар, вокруг которого вращаются все небесные тела включая Солнце. В XVI веке польский ученый Николай Коперник выдвинул смелую на тот момент теорию, что все планеты, в том числе и Земля, вращаются вокруг Солнца. Такое представление о движении космических тел называют гелиоцентрической системой мира.

Гелиоцентрическая система мира
Гелиоцентрическая система мира — это представление о том, что все планеты вращаются вокруг Солнца
Во времена Коперника некоторые ученые и почти все церковные деятели резко критиковали его теорию. Им было тяжело признать, что Земля не является центром Вселенной.

Что такое световой год?

Световой год в астрономии означает не время, а расстояние. Такая единица принята из-за удобства пользования. Световой год (св. г.) — расстояние, проходимое светом за один земной год.

Скорость света составляет огромную цифру 299 792 458 м/с, или 1 079 252 849 км/ч. За год свет проходит гигантское расстояние — 9 460 730 472 580 км (примерно 63 200 а. е.). Можно подсчитать, что максимальный радиус области гравитационного влияния Солнца (1) составляет примерно 2 св. г., или 125 000 а. е.

Диаметр диска нашей Галактики — 100 000 световых лет.

Живя обычной жизнью, мы даже не представляем, с какими поистине космическими скоростями мы передвигаемся через пространство нашей Вселенной. Планета Земля вращается вокруг Солнца со скоростью 29,78 км/с. Много это или мало? Один километр в секунду — это 3600 км/ч, то есть скорость Земли составляет 107 208 км/ч. Для сравнения, начальная скорость пули автомата Калашникова составляет 715 м/с, что равно 2574 км/ч. То есть Земля и все, что на ней расположено, включая читателя этих строк, несется вокруг звезды примерно в 40 раз быстрее пули!

Среднее расстояние до Луны приблизительно равно 380 000 км. Это значит, что лучу света, испущенному с поверхности Земли, потребуется около 1,3 с, чтобы достичь поверхности Луны.
Движение Земли вокруг Салнщ