Французская литература XX века

История XX века для Франции, как и для всей Европы, была отмечена ранами двух мировых войн. Обе разворачивались на её территории, и в ходе второй стране пришлось пережить унижение разгрома, оккупации и официального «сотрудничества» с гитлеровской Германией. Военно-политические конфликты, начиная ещё с Франко-прусской войны 1870— 1871 гг., создавали питательную почву для правонационалистических партий, противостоявших сначала буржуазным республиканцам рубежа XIX—XX вв., а затем социалистам и коммунистам 30-х гг.

Коллаборационисты (от фр. collaboration — «сотрудничество») — лица, сотрудничавшие с захватчиками в странах, оккупированных Германией во время Второй мировой войны

Эта борьба в период немецкой оккупации (1940—1944 гг.) вылилась в вооружённое противоборство между крайне правым коллаборационистским правительством и антифашистским Сопротивлением, на время войны объединившим демократов и коммунистов.

В последующие годы двигателем французской политики являлись левые, прежде всего коммунисты. Они получили большое влияние в обществе и культуре благодаря своему вкладу в Сопротивление, но затем постепенно растратили его, послушно поддерживая политику СССР (это особенно сказалось после потрясших страну в мае 1968 г. студенческих волнений).

Студенческие волнения в Сорбонне. 1968 г.
Студенческие волнения в Сорбонне. 1968 г.

Вообще, поддержка коммунистического эксперимента в России, заставлявшая закрывать глаза на преступления сталинизма, оставалась мучительной проблемой для французской левой интеллигенции вплоть до 70-х гг., когда мощное отрезвляющее воздействие на Западе оказала книга А. И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».

Другая важная тема идейной борьбы в стране — распад колониальной империи, этапами которого явились в 50-х гг. две проигранные Францией войны — индокитайская и особенно болезненно пережитая французами алжирская.

Вандомская площадь. Париж. 1910 г.
Вандомская площадь. Париж. 1910 г.

Политические перипетии существенно повлияли на развитие художественной литературы во Франции. Именно в XX в. там окончательно сформировался унаследованный от Вольтера, Гюго и Золя образ писателя, независимого от властей, не стремящегося к официальной политической карьере, но высказывающего своё мнение по актуальным политическим проблемам, выносящего о них моральное и историческое суждение.

В период милитаристского угара Первой мировой войны такую роль играл вставший «над схваткой» Ромен Роллан; в 30-х гг. — поддержавший коммунистическое движение, а затем осудивший сталинский режим Андре Жид; после Второй мировой войны исключительным мировым авторитетом пользовались левые интеллектуалы Жан Поль Сартр и Альбер Камю.

«Экзистенциализм — удел душевных складов двоякого рода: во-первых, это толстокожие, душевно ожирелые (как Дионисий Гераклейский, которого нужно было колоть иглой сквозь дикое мясо, чтобы он очнулся для государственных дел), которым нужна гурманская встряска, чтобы что-нибудь воспринимать; во-вторых, тонкокожие, которым так мучительно каждое соприкосновение с миром, что они вынуждены искать в этих муках наслаждения. А для остальных анестезией в соприкосновении с миром служит мысль — этой терапии учил нас Сократ, которого экзистенциалисты не любят». М. Л. Гаспаров

Как и в мировой литературе в целом, во французской литературе XX в. почти нет фигур эпохальных героев (исключения редки — например, Кола Брюньон из одноимённой книги Роллана). Писатели стремились воссоздавать и исследовать не характеры, а «ситуации» в философском смысле этого понятия — анализировать противоречивое сознание современного человека, утратившего опору на религиозные и иные абсолютные авторитеты и вынужденного самостоятельно, на личном опыте вырабатывать собственные моральные принципы и идеалы. Это новое, экзистенциалистское понимание человеческой свободы особенно ярко выражено у писателей, непосредственно усвоивших уроки философии Ф. Ницше и М. Хайдеггера, — у Жида, Сартра, Камю, Сент-Экзюпери. В 40—50-х гг. экзистенциализм, соединявший в себе философские, художественные, социально-политические устремления, вошёл в моду и долго оставался главным течением во французской прозе, драматургии, эссеистике.

Французская поэзия ещё до Первой мировой войны благодаря творчеству Гийома Аполлинера и Жана Кокто освоила эстетику авангардизма. В дальнейшем её развитии исключительную роль сыграл возникший в 20-х гг. сюрреализм — международное литературное и художественное течение, во главе которого стоял Андре Бретон (1896—1966). Оно объединяло разнородные тенденции: собственно художественные, политические, мистические. Своей практикой «автоматического письма», свободных ассоциаций сюрреалисты стремились, в духе фрейдовского психоанализа, освободить работу бессознательного и тем самым выявить в повседневной жизни символические проявления «сверхреальности».

М. Эрнст. Встреча друзей. Писатели и художники круга дадаистов и сюрреалистов. 1922 г.
М. Эрнст. Встреча друзей. Писатели и художники круга дадаистов и сюрреалистов. 1922 г.

На протяжении всего столетия во французской словесности нарастала тенденция к самоописанию, «литературе о литературе». Ещё в последние годы XIX в. Поль Валери создал фигуру господина Тэста — никому не известного, но обладающего совершенным знанием интеллектуала, в лице которого культура завершает постижение истины и далее может описывать лишь саму себя. Марсель Пруст, посвятив многотомный роман «поискам утраченного времени», механизмам ностальгической памяти, одновременно рассказал в нём и историю становления писательского сознания. Его автобиографический герой через наблюдения над жизнью светских снобов приходит к мысли о сочинении великой, новаторской книги — той самой, которую в итоге и написал Пруст. Открыто металитературный роман, т. е. роман о романе, создал Жид в «Фальшивомонетчиках».

Эта традиция была подхвачена и переосмыслена неоавангардистами 50—60-х гг. — драматургами театра абсурда и прозаиками школы «нового романа». В драме абсурда испытываются пределы драматургического творчества: пьесу очищают от таких неотъемлемых, казалось бы, атрибутов, как связная история и психология характеров, чтобы получить в остатке чистую формальную структуру театрального действия. Так же и «новые романисты», последовательно изгоняя из романа «устарелые» понятия персонажа и сюжета, обнажали его базовую структуру — отношения писателя с языком и с абстрактным, лишённым всякой характерной определённости героем.

Тогда же опыт «нового романа» был осмыслен критиками — Роланом Бартом (1915—1980), Филиппом Соллерсом (родился в 1936 г.), Юлией Кристевой (родилась в 1935 г.). Они предложили заменить традиционное литературное творчество безличным «письмом», которое занято не изображением реальности, а критическим исследованием возможностей языка, растворённой в нём идеологии. В 1968 г. Барт выдвинул лозунг «смерти автора». Это означало полный отказ от романтического мифа о «вдохновенном Поэте». «Школа письма», стремившаяся соединить в себе литературу, науку и идеологическую критику общества, явилась «последним европейским авангардом», попыткой через осмысление традиционных форм языка и литературы вывести художественное творчество из изоляции, найти для него путь к прямому социальному действию. Однако достижимость такой цели оказалась под вопросом.

Французская литература последних десятилетий XX в. находилась на распутье. Занятая осмыслением идейного наследия столетия (этим интересом к недавней истории во многом обусловлен сегодняшний подъём жанра литературной биографии), оставившая в прошлом авангардистские эксперименты и сравнительно мало затронутая мировыми веяниями постмодернизма — к последнему можно лишь с оговорками отнести творчество таких романистов, как Жорж Перек (1936—1982) или Мишель Турнье (родился в 1941 г.), — она пытается отыскать новые формы в условиях снижающегося влияния художественной словесности.

Французские писатели XX века




Поделиться ссылкой