Французская литература XIX века

Конец XVIII в. и XIX столетие сопровождались во Франции непрерывными политическими потрясениями. Происходили забастовки рабочих, восстания республиканцев и социалистов. Самым длительным и кровавым из них стала Парижская коммуна 1871 г. Громкие победы французских армий сменялись сокрушительными поражениями, после которых значительная часть страны дважды, в 1814 и 1870 гг., оказывалась в оккупации. Соотношение сил в обществе было неустойчивым.

Буржуазия продвигалась к политическому господству и укрепляла своё экономическое могущество, но в культуре по-прежнему преобладали очень прочные во Франции светские, аристократические традиции. Вот почему для литературы XIX в. характерны сатирические фигуры тупых буржуа-филистеров. Власть отвечала гонениями: так, в 1857 г. два крупнейших писателя — Гюстав Флобер и Шарль Бодлер один за другим попали на скамью подсудимых за «оскорбление нравов». Известные литераторы вовлекались и непосредственно в политическую деятельность: Франсуа Рене де Шатобриан был одним из главных министров в период Реставрации, Альфонс де Ламартин — основателем Второй республики, Жермена де Сталь (1766—1817) и Виктор Гюго — видными борцами против имперской власти Бонапартов.

На протяжении одной человеческой жизни, с 1789 по 1871 г, французы пережили множество революций, переворотов и восстаний: три республики (первая — в 1792—1804 гг., вторая — в 1848—1851 гг., третья — с 1870 г.), две империи Бонапартов — Наполеона I (в 1804—1814 гг., а затем ещё так называемые «Сто дней» в 1815-м) и его племянника Наполеона III (в 1852—1870 гг.), две реставрации Бурбонов (в 1814—1815 гг. и после окончательного разгрома Наполеона I при Ватерлоо, в 1815—1830 гг.), конституционное правление короля Луи Филиппа (в 1830—1848 гг.) — Июльскую монархию

Стремительная смена политических декораций заставляла задуматься о смысле исторических перемен. Одни видели в них прогресс, другие — упадок, декаданс. Но ещё на рубеже XVIII—XIX вв. у Шатобриана и госпожи де Сталь возникла идея культурной относительности, т. е. мысль о том, что в разные эпохи и у разных народов складывались свои социальные и культурные нормы и ни одни из них не могут считаться выше, правильнее других. Эта идея стала лозунгом главного литературного движения XIX в. — романтизма и даже пережила его. Она выразилась в напряжённом интересе и страстном влечении к Иному: ко всему чужому, необычному, «варварскому» или потустороннему.

Для «неистовых» романтиков первой трети столетия Иное заключалось в вызывающе жестоких, отталкивающих мотивах социального и метафизического зла. Широкий доступ в литературу получили прежде неприемлемые персонажи — разбойники, палачи, вампиры, призраки. «Приличная» публика зачитывалась напечатанными в 1828 г. мемуарами каторжника, а затем сыщика Ф.-Э. Видока, из которых впоследствии черпали знания о жизни «дна» Оноре де Бальзак, Виктор Гюго, Эжен Сю.

Богатым источником Иного стала и географическая экзотика: Гюго и Стендаль, Альфред де Мюссе и Проспер Мериме обращались к страстным и жестоким нравам Испании и Италии, Теофиль Готье и Гюстав Флобер ездили по следам Байрона на Ближний Восток, а Жерар де Нерваль (1808—1855) даже мечтал обрести в таком путешествии мистическую истину, объединяющую весь мир. Ещё одной областью Иного явилось далёкое прошлое. Французская литература быстро усвоила модель исторического романа, разработанную Вальтером Скоттом: исторические коллизии показываются не через поступки выдающегося деятеля (короля, полководца и т. д.), а через судьбу частного лица, занятого среди гражданских бурь своими личными заботами и страстями. Эту модель Дюма-отец и Готье начали применять для чисто авантюрного повествования, а Гюго и Альфред де Виньи — для идеологического исследования истории, её катастрофических перипетий.

П. Деларош. Наполеон после отречения
П. Деларош. Наполеон после отречения

Следующий шаг сделали Бальзак и Стендаль: схему исторического романа они приложили к изображению современной жизни, что позволило вписать судьбу рядового человека XIX столетия в контекст эпохальных событий. Их опытом воспользовались Флобер («Воспитание чувств») и Эмиль Золя («Ругон-Маккары»), Описание современности как истории стало важнейшим признаком новой художественной системы — реализма. Писатели-реалисты тяготели к созданию всеобъемлющих картин общества в виде больших романных циклов. При этом Бальзак опирался на типологию характеров, а Золя — на новейшие научные теории наследственности.

С проблемой Иного связан и образ героя литературы XIX в. Романтики выработали новый тип героя—энтузиаста, мечтателя, который стремится к недостижимому идеалу и сам готов преобразиться в кого-то другого. Он занимает «неположенное» ему социальное положение («Рюи Блаз» Гюго), проникает в чужую культуру («Путешествие на Восток» Нерваля), женщина берёт на себя роль мужчины («Мадемуазель де Мопен» Готье, ряд романов Жорж Санд). Даже молодые провинциалы-карьеристы, приезжающие покорять Париж, — а это магистральный сюжет всего французского романа XIX в. — часто одушевлены подражанием великому идеалу. Таков стендалевский Жюльен Сорель, бредящий образом Наполеона. Оборотная сторона романтической мечтательности и неудовлетворённости — описанная ещё Шатобрианом меланхолическая «смутность страстей», которая позднее, в прозе Мюссе и критике Шарля Огюстена Сент-Бёва (1804—1869), будет определена как «болезнь века», связанная с утратой религиозной веры.

Стендаль, Альфред де Виньи, Вильгельм Гумбольдт, Франсуа Жерар, Проспер Мериме, Джоаккино Россини (слева направо). Гравюра XIX в.
Стендаль, Альфред де Виньи, Вильгельм Гумбольдт, Франсуа Жерар, Проспер Мериме, Джоаккино Россини (слева направо). Гравюра XIX в.
Французским театр в 1820 г. Париж
Французским театр в 1820 г. Париж

Во второй половине столетия в романтическом желании быть иным начинают видеть опасное самообольщение души, что особенно глубоко выразил Флобер в истории Эммы Бовари — провинциалки, начитавшейся романтических книг и пытавшейся следовать им в жизни. Литература этого периода уже не возвеличивает своих нередко аморальных героев (как это было с Гобсеком или Вотреном у Бальзака), а, наоборот, развенчивает псевдогероев буржуазной эпохи, чьи устремления лишены всякой символической значимости и объясняются только жаждой успеха, природно-биологическими инстинктами и наследственными задатками — в духе «натуралистической» теории Золя.

Уже в конце 60-х гг. мировой бунт был пародийно доведён до абсурда в «Песнях Мальдорора» Лотреамона (настоящее имя — Изидор Дюкас, 1846— I 1870), а зрелый Малларме в 80—90-х гг. противопоставил этой традиции новый миф — об абсолютно совершенной Книге, которая по сути своей вообще не нуждается в авторе

Изменялось и самосознание французских писателей. Романтики возвели поэзию в ранг новейшей религии, и это породило на французской почве различные варианты «мифа о Поэте». Вдохновенный творец представал то могущественным и одиноким вождём или жрецом (у Виньи и особенно у Гюго), то презрительно отстранённым от толпы денди (у Готье, Бодлера). С середины века именно эта вторая маска сделалась преобладающей.

Вместо отзывчивости и страстной одушевлённости знаком поэта стало бесстрастие, которое легло в основу эстетики главного поэтического течения 60—70-х гг. — «Парнаса». К концу столетия благодаря Бодлеру, Артюру Рембо, молодому Стефану Малларме и особенно Полю Верлену сформировался образ «проклятого поэта», отвергаемого обществом и живущего в состоянии непрерывного мирового бунта или же бесплодной тоски, которая свойственна «слишком старой» культуре («декадентское» мироощущение).

П. Сезанн. Сон поэта, или Поцелуй музы
П. Сезанн. Сон поэта, или Поцелуй музы

В течение XIX столетия совершилось грандиозное обновление всей поэтики французской литературы. В 1830 г. революционной вольностью ещё казалось нарушение трёх театральных единств и канонов классического стихосложения; а к концу века поэзия завоевала себе небывалую свободу художественных форм — от неоклассических сонетов поэтов-парнасцев до музыкальной лирики символистов, от стихотворений в прозе до первых опытов верлибра. В прозе окончательно утвердился психологический роман. Благодаря литературным журналам романтиков получили развитие жанры повести, рассказа, «физиологического» (нравоописательного) очерка, а газетная периодика породила особую форму романа с продолжением — роман-фельетон.

Во французской литературе утверждались популярно-коммерческие романные жанры — авантюрно-исторический, как у Александра Дюма-отца, криминальный, как у Эжена Сю (настоящее имя — Мари Жозеф Сю, 1804—1857), или экзотический, как у Жюля Верна или Луи Буссенара (1847—1910)

Словарь художественной литературы значительно расширился, обогатившись словами из бытовой сферы, техническими терминами искусства и даже выражениями из арго — жаргона социальных низов. Романисты, опираясь на опыт популярного театра — комедии и мелодрамы, начали широко вводить в повествовательный текст диалоги, написанные живым разговорным языком, где речь каждого персонажа отличается своей социальной, профессиональной, этнической окраской.

Романтическая поэзия и основанная Шатобрианом поэтическая проза стали кузницей небывалых и ярких метафор, служивших преимущественно для изображения человеческих чувств. Жизнь души проецировалась на грандиозные природные стихии (Гюго) или, наоборот, на искусственные предметы современной «антиприродной» цивилизации («Эмали и камеи» Готье, «Цветы Зла» Бодлера). Эта техника достигла особенной изощрённости в ассоциативном письме символистов конца века, которые стремились, по словам Малларме, «изображать не вещь, а впечатление от неё» и добивались полного развеществления мира, превращая его в призрачную игру культурных символов.

Французские писатели XIX века




Поделиться ссылкой